ПРИНЯТО:
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ № 39
Протокол № 8 от 11.06.2024
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ № 39
_________ Е.А. Налимова
Приказ № 2-ЛА/24 от 24.06.2024 г
СОГЛАСОВАНО:
И.о. начальника
Управления образования
Артемовского городского округа
_________ М.Л. Ключникова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД № 39»
на 2024 – 2028 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Паспорт программы МБДОУ № 39
Информационная справка о МБДОУ № 39
Аналитическое обоснование Программы развития
Концепция желаемого будущего
МБДОУ № 39 на 2024-2028 годы
Цель и задачи Программы развития МБДОУ № 39
на 2024-2028 годы
SWOT – Анализ оценки уровня готовности к решению задач развития
учреждения
Реализуемые проекты в соответствии с выявленными проблемами и
поставленными задачами
Ожидаемый результаты реализации программы развития МБДОУ № 39
Возможные риски при реализации Программы развития
МБДОУ «Детский сад № 39 на 2024-2028 годы и пути их устранения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 39» на 2024-2028 г.г. (далее – Программа, Программа развития)
является организационной основой деятельности Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39» (далее – МБДОУ, детский
сад, учреждение).
Программа развития определяет цели, задачи, перспективные направления и
предполагаемые результаты развития МБДОУ на 2024-2028г.г. В Программе развития
заложены основания и механизмы обеспечения в образовательном учреждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО) посредством реализации федеральной образовательной программы
дошкольного образования (ФОП ДО), парциальных и авторских программ и технологий,
отражающих в т.ч. региональный компонент, переориентация педагогического коллектива
на активное использование современных образовательных технологий дошкольного
образования, инновационных форм работы с детьми и родителями.
В
современных
условиях
реформирования
образования,
дошкольное
образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему.
Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с
социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным
средством социализации личности. Программа развития обеспечивает такой тактический
переход образовательного учреждения в качественно иное состояние, максимально
реализующее образовательный и гражданский потенциал непосредственных участников
образования (обучающихся, педагогов, родителей).
В основу реализации Программы развития положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности
администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Совокупность
проектов образует собой двигатель развития образовательного учреждения. Инициативы со
стороны педагогического коллектива по реализации Программы развития оформляются как
педагогические/управленческие проекты.
Результатом работы образовательного учреждения по всем направлениям является
повышение эффективности ее работы, результатом реализации инициативных проектов –
высокий уровень удовлетворённости общества качеством дошкольного образования.
В
Программе
развития
прослеживается
непрерывное
преобразование
образовательного пространства образовательного учреждения, обеспечение современным
оборудованием групп и кабинетов, их оснащение с учетом современных требований.
Программа не противоречит действующим нормативным актам, соотносится с
программами развития федерального, регионального и муниципального уровней,
учитывает социальный запрос современного общества в развитии социализированной
личности.
Программа учитывает такие внешние и внутренние факторы, как:
• государственная политика в сфере образования;
• достигнутые результаты и традиционные направления в деятельности
образовательного учреждения;
• особенности демографической, экономической и социально-культурной среды;
•
финансовый,
материально-технический,
кадровый,
методический
и
управленческий потенциал образовательного учреждения, реальные перспективы его
развития.
Составление нового документа обусловлено окончанием срока реализации
предыдущей Программы развития.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ № 39
1
2
Название Программы
Нормативно —правовые
основания для разработки
Программы
Программа развития МБДОУ № 39 на 2024-2028 г.г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 9
ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»
‒
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
‒
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №
371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью
1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»»
‒
распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
‒
Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской
области «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года» (утверждена 30 марта 2018 года
N 162-Д);
‒
Постановление
Об
утверждении
государственной программы Свердловской области
«Развитие системы образования и реализация
молодежной политики в Свердловской области до
2027 года» от 19.12. 2019 года N 920-ПП (с
изменениями на 21 сентября 2023 года).
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- Муниципальная программа «Развитие системы
образования Артемовского городского округа на
период 2023 – 2027 годов».
- Устав МБДОУ № 39
- Локальные акты МБДОУ № 39.
3
Заказчик Программы
4
Основные разработчики
Программы
5
Назначение Программы
6
Цель Программы
7
Задачи Программы
Управление образования Артемовского городского
округа
- Заведующий
- Творческая группа педагогических работников
МБДОУ № 39
Программа
развития
МБДОУ № 39
–
ориентированный на будущее управленческий
инструмент,
позволяющий
объединить
стратегические цели и задачи, способы (механизмы)
их реализации в конкретной организации в
установленные сроки.
8
9
Оптимизация
системы
управленческих,
методических
и
педагогических
действий,
направленных на воспитание гармонично развитой и
социально ответственной личности, на основе
нравственных ценностей народов Российской
Федерации, а также исторических и национальнокультурных традиций.
Совершенствовать систему управления ДОУ на
основе включения родителей в управленческий
процесс;
Повысить качество образования в ДОУ через
внедрение современных педагогических технологий,
в том числе информационно-коммуникационных;
Создать
условия
для
повышения
уровня
профессиональной компетентности педагогов;
Разработать систему мотивационных мероприятий,
направленных
на
вовлечение
педагогов
в
инновационную деятельность;
Обеспечить обновление предметно-развивающей
среды ДОУ, способствующей реализации нового
содержания дошкольного образования и достижению
новых образовательных результатов;
Совершенствовать систему здоровьесберегающей
деятельности учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников;
Совершенствовать систему
нравственно –
патриотического воспитания дошкольников.
Сроки и этапы реализации Программа разработана на 2024-2028 гг. Первый этап
Программы
– подготовительный (сентябрь 2024 г.– март 2025 г.)
Второй этап – практический (апрель 2025 г.– июнь
2028 г.)
Третий этап – аналитический (июль 2028 г.– ноябрь
2028 г.)
Основные стратегические 1.Проект «Содружество успешных»
линии развития и проекты 2.Проект «Голос ребенка и говорящая предметно Программы
пространственная среда»
3. Проект «Будем здоровы»
4.Проект: «Растим юного патриота»
10
Финансовое обеспечение
программы
11
Ожидаемые конечные
результаты выполнения
Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет
средств муниципального бюджета и бюджета
Свердловской
области,
безвозмездных
и
благотворительных
взносов
организаций,
пожертвований отдельных граждан спонсорской
помощи и средств от других источников, не
запрещенных действующим законодательством РФ.
Обеспечение
стабильного
положительного
социального статуса МБДОУ № 39 при повышении
качества образовательной деятельности за счет
следующих показателей:
- конкурентоспособность МБДОУ № 39 на рынке
образовательных услуг,
обеспечение равных
стартовых
возможностей
дошкольников
для
обучения их в школе, сохранение и улучшение
здоровья, всестороннее гармоничное развитие
воспитанников;
− повышение профессиональной культуры педагогов,
их
уровня
квалификации,
участие
в
профессиональных мероприятиях различного уровня
(до 100%);
- создание и внедрение современной модели
информационно - насыщенного образовательного
пространства
(включающего
помещения
и
территорию образовательного учреждения), на
основе сочетания не менее трех новых
образовательных сред (интерактивный
потолок,
говорящая
стена,
интерактивный
пол)
обеспечивающего устойчивое новое качество
образования и эффективность получаемого развития
ребенка на уровне дошкольного образования;
− формирование у дошкольников базовых
нравственно - патриотических ценностей во всех
видах деятельности;
−внедрение в образовательный процесс новых,
современных форм и технологий воспитания и
обучения в соответствии с требованиями ФОП ДО, с
учётом ФГОС ДО; − увеличение доли воспитанников,
принимающих
участие
в
инновационных
образовательных и социальных проектах разного
уровня до 70%;
−увеличение доли воспитанников с высокой и
средней степенью готовности к школьному обучению
до 85 %;
-высокий процент выпускников ДОУ успешно
прошедших адаптацию в первом классе школы (до
90%);
- удовлетворенность до 98 % родителей (законных
представителей)
качеством
предоставляемых
образовательных услуг.
- привлечение к образовательной деятельности ДОУ
социальных партнеров, качественные показатели
совместных проектов.
12
Система организации
контроля реализации
Программы развития,
периодичность от чета
исполнителей, срок
предоставления отчетных
материалов
Администрация МБДОУ № 39
Педагогический совет МБДОУ № 39
Внешние мониторинги:
МКДО
РСОКО
МСОКО
НОКО
НОКУ
Внутренний мониторинг:
ВСОКО
письменный отчет (1 раз в год):
- август – письменный отчет по реализации задач
программы развития;
- апрель - 1 раз в год в рамках отчета по
самообследованию,
осуществляется
рабочей
группой.
Корректировка Программы развития на основе
анализа результатов контроля осуществляется
заведующим ДОУ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА МБДОУ № 39
Полное наименование
образовательного
учреждения
Сокращенное
наименование
Заведующий
Юридический/фактический
адрес
Контактная информация:
Телефон
Электронный адрес
Учредитель:
Адрес учредителя
Уровень и направленность
реализуемых программ
Количество, специфика
возрастных групп
Режим работы
Общие сведения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение « Детский сад № 39»
МБДОУ №39
Налимова Елена Александровна
623780,Свердловская область, Артемовский район,
с. Мостовское, ул.Советская, 12А
8-343- 63-42-221
mkdou39@mail.ru
http://39art.tvoysadik.ru
Управление образования Артёмовского городского округа
623780, Свердловская область, г. Артёмовский,
ул. Комсомольская, 18
Основная образовательная программа дошкольного
образования, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, ФОП
ДО.
3 разновозрастные группы (с 1,6 - 3; с 3 до 5; с 5 до 7 лет)
с 7.30 до 17.30, пятидневная рабочая неделя
Выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни
Кадровое обеспечение
Общее количество
сотрудников
Из них количество
педагогических работников
Типовой штат:
заведующий
музыкальный
руководитель
воспитатели
Квалификация
педагогических работников
(%):
высшая
квалификационная
категория
первая
квалификационная
категория
соответствие
занимаемой должности
без категории
14 человек (16 основных и 2 совместителя)
Педагогическое
образование (%):
высшее
среднее специальное
Педагогический стаж:
до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
от 15 до 20 лет
от 20 и выше
5 чел.(100%)
5 чел.
1 чел.
1 чел.
4 чел.
1 чел. (0%)
4 чел. (100%)
0 чел.(0%)
0 человек (0%)
3 чел. (17%)
2 чел. (83%)
0 чел (0%)
2 чел (40 %)
1 чел. (20 %)
0 чел.(0%)
2 чел.(40%)
Общие сведения о комплектовании детей
Основными участниками реализации программы являются: дети раннего и
дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
ОП ДО охватывает пять возрастных периодов физического и психического развития
детей:
ранний возраст – от 1,5 лет до 3 лет,
дошкольный возраст – от 3 до 4 лет,
дошкольный возраст – от 4 до 5 лет,
дошкольный возраст – от 5 до 6 лет
дошкольный возраст (этап завершения дошкольного образования) – от 6 до 7 (8) лет.
Распределение контингента воспитанников по возрастным группам
N
Наименование ДОУ
Возрастная группа
Количество групп
Разновозрастная группа 1
1,5 - 3
2
МБДОУ № 39
Разновозрастная группа 1
3-5
3
МБДОУ № 39
Разновозрастная группа 1
5-7
*количество групп различной направленности, разных возрастных категорий детей может
изменяться.
1
МБДОУ № 39
Население Артемовского района многонациональное. В результате миграционных
процессов в городе значительной выросло количество этнически русских, бывших граждан
государств СНГ. Но при этом в детском саду этнический состав семей воспитанников в
основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных
семей.
Управление МБДОУ № 39
Структуру органов управления Учреждения образуют:
- Совет трудового коллектива;
- Общее собрание работников ДОУ.
- Педагогический совет ДОУ.
Деятельность осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами и
локальными актами ДОУ.
Характеристика материально-технической базы МБДОУ № 39
В образовательном учреждении создана материально-техническая база для
жизнеобеспечения и развития воспитанников:
Помещение
групповые помещения
кабинет заведующей
методический кабинет
прогулочные площадки
медицинский кабинет
физкультурно - музыкальный зал
пищеблок
прачечная
Количество
3
1
1
3
1
1
1
1
Социальное партнерство ДОУ
МБДОУ № 39 взаимодействует с учреждениями образования с. Мостовского (МБОУ
СОШ № 18); здравоохранения (ГБУЗ АЦРБ) (на договорной основе), библиотекой с.
Мостовского, Сельским домом культуры с. Мостовского, Храмом Петра и Павла села
Мостовского. Социальное партнерство дает возможность детям посещать дополнительные
образовательные услуги на безвозмездной основе; повышать компетентности взрослых
участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников),
участвовать детскому саду в разработке и реализации социальных и культурных проектов
разного уровня.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Согласно п. 26.1 ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического
коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
4. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО
и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Согласно п. 26.3 ФОП ДО, достижение этих целей осуществляется через решение
основных задач:
6) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также
об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
7) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
8) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
9) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнѐрских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
10) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Согласно п. 26.4 ФОП ДО, построение взаимодействия с родителями (законными
представителями) придерживается следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребѐнка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только
есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребѐнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) доступна актуальная
информация об особенностях пребывания ребѐнка в группе; каждому из родителей
(законных представителей) предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и
родителями (законными представителями) обеспечен обмен информацией об особенностях
развития ребѐнка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагоги
придерживаются этики и культурных правил общения, проявляют позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); этично и разумно
используют полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при
взаимодействии учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей
(законных представителей) в отношении образования ребѐнка, отношение к педагогу и
ДОО, проводимым мероприятиям; обеспечена возможность включения родителей
(законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
учитываются особенности и характер отношений ребѐнка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и
раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. Согласно п.
26.5 ФОП ДО, деятельность педагогического коллектива ДОО по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
по нескольким направлениям:
Диагностико аналитическое
- получение и анализ
данных о семье, еѐ запросах
в
отношении
охраны
здоровья
и
развития
ребѐнка;
об
уровне
психолого-педагогической
компетентности родителей
(законных представителей);
- планирование работы с
семьей с учѐтом результатов
проведенного анализа;
-согласование
воспитательных задач
Просветительское
Консультационное
Просвещение
родителей
(законных представителей)
по вопросам:
особенностей
психофизиологического и
психического
развития
детей
младенческого,
раннего и дошкольного
возрастов;
- выбора эффективных
методов
обучения
и
воспитания
детей
определенного возраста;
- ознакомление с актуальной
информацией
о
государственной политике в
области
дошкольного
образования,
включая
информирование о мерах
господдержки семьям с
детьми
дошкольного
возраста;
информирование
об
особенностях реализуемой
в ДОО образовательной
программы;
- условиях пребывания
ребѐнка в группе ДОО; содержании
и
методах
образовательной работы с
детьми;
Консультирование
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам:
- их взаимодействия с
ребѐнком,
- преодоления возникающих
проблем воспитания и
обучения детей, в том числе
с ООП в условиях семьи;
- особенностей поведения и
взаимодействия ребѐнка со
сверстниками и педагогом;
- возникающих проблемных
ситуациях;
- способам воспитания и
построения продуктивного
взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и
дошкольного возрастов;
- способам организации и
участия
в
детских
деятельностях,
образовательном процессе и
т.д.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2024-2028 годов
обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социальноэкономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая
цель государственной политики в области образования – повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается
неизменной на повестке дня. В Концепции досрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2028 года представлена современная модель образования,
ориентированная на повышение качества образования.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования
является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования,
обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения
ребенка в школе.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования
невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении.
Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний
воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект
разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем
мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка
и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих
гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на
эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса.
3.1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Программа развития МБДОУ № 39 является стратегическим документом, формой
общественного договора между участниками образовательных отношений и представляет
собой разработанный в соответствии с целями, задачами, ресурсами и сроками
осуществления документ, направленный на решение следующих проблем:
3.1.1. Анализ управляющей системы ДОУ.
Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и
коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ДОУ является заведующий,
который осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения.
Формами самоуправления ДОУ
являются: Общее собрание работников,
Педагогический совет.
Общее собрание работников ДОУ является коллегиальным органом управления, в
состав которого входят все работники, для которых ДОУ является основным местом работы.
Организация
образовательного
процесса
в
учреждении
осуществляется Педагогическим советом, деятельность которого регламентируется
Уставом ДОУ. В состав Педагогического совета входят заведующий ДОУ (является
председателем), все педагогические работники учреждения. В работе Педагогического
совета по мере необходимости могут принимать участие представители учредителя, иные
работникиучреждения, а также родители (законные представители) воспитанников.
В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни
детского сада, укрепления связей между ДОУ и семьей, реализации прав родителей на
участие в управлении учреждением создаются групповые Родительские комитеты и Совет
родителей. В состав Совета родителей входят по одному представителю от родительского
комитета каждой группы. Члены Родительских комитетов осуществляют свои полномочия
на добровольной и безвозмездной основе. Деятельность Родительских комитетов
регламентируется Уставом ДОУ.
Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации
и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и
педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов
и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям,
доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и
обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы
развития учреждения.
В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная
система административного и оперативного управления коллективом.
Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное
проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение
правил и инструкций.
Проблемное поле:
Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности,
инертность перед новыми активными формами работы.
Низкая активность родительских комитетов.
Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения.
Перспектива развития
Системное обучение управленческих кадров ДОУ, формирование у родителей
устойчивой мотивации к взаимодействию с сотрудниками ДОУ, социальными
партнерами ДОУ, информирование всех участников образовательных отношений о
мероприятиях направленных на совершенствование управлением ДОУ.
Возможные риски
Выбор неверных ориентиров инновационной деятельности управления учреждением
может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации Программы
развития.
3.1.2. Анализ ресурсных возможностей
3.1.2.1. Анализ материально – технических ресурсов ДОУ
В настоящее время ДОУ осуществляет образовательный процесс с детьми по
Основной общеобразовательной
программе ДОУ, выстроенной в соответствии с
Федеральной основной программой дошкольного образования,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
санитарными требованиями.
В учреждении с 2019 – 2024 г.г. проводился капитальный ремонт кровли, оконных
блоков, пожарной сигнализации, пожарных лестниц. Ежегодно проводится текущий ремонт
всех помещений и территории ДОУ.
Каждая группа имеет групповое помещение, приёмную, кухонный блок, туалетную
комнату. Групповые комнаты включают игровую, познавательную, обеденную зоны.
Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём, в соответствии с
санитарными требованиями.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательно насыщена,
доступная, безопасная, вариативная, трансформируемая и полифункциональная,
соответствует возрастным возможностям детей.
В ДОУ имеется медицинский кабинет, прачечная.
Пищеблок состоит из сырого цеха и горячего цеха. Оборудование пищеблока
соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора.
В ДОУ имеются участки для прогулок - эстетически оформленные, оборудованные
для осуществления двигательной активности на участке. Все оборудование соответствует
требованиям СанПиН и Роспотребнадзора.
Проблемы
материально-технического
обеспечения
образовательной
деятельности ДОУ:
анализ состояния территории детского сада показывает что развивающая среда
прогулочных участков не соответствует требованиям ФГОС ДО, то что
организовано на участках с момента постройки детского сада, а также силами
педагогов и родителей не дает возможность в полной мере развиваться ребенку;
необходимо обновление развивающей среды, соответствующей всем нормативным
требованиям;
необходимо провести капитальный ремонт в пищеблоке и прачке, это требует
больших финансовых затрат.
Перспективы развития
Модернизация или частичная модернизация развивающей среды территории ДОУ,
обеспечивающая реализацию образовательных задач и отвечающая всем нормативным
требованиям.
Проведение капитального или текущего ремонта проблемных помещений ДОУ.
Возможные риски
Недостаточность финансовых средств на реализацию плана модернизации здания и
территории МБДОУ № 39.
3.1.2.2. Кадровые ресурсы
Для эффективной организации образовательной деятельности ДОУ необходимы
педагоги, готовые к переобучению, постоянно совершенствующие свое профессиональное
мастерство, проявляющие инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения.
Количество педагогических сотрудников по штатному расписанию – 5,25 ст. ,
фактическое количество – 5,25 ст. :
– воспитателей – 4,5 ст;
- музыкальный руководитель – 0,75 ст.;
Кадрами ДОУ
полностью обеспечено, все педагоги имеют дошкольное
образование. Все педагоги повысили свою квалификацию в соответствии с ФГОС ДО. Из
них:
высшая категория - 1
первая категория - 4
Таким образом, укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу
педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем
работы, для которых характерны инициативность, творческий подход. В ДОУ с педагогами
проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня,
стимулированию их инновационной активности. Творческий потенциал педагогического
коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к
новациям и исследованиям. В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном
режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению
квалификационной категории.
Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ:
Успешность педагога в современном обществе определяется в первую очередь
способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанными
на чутком восприятии перемен и эффективной адаптации к ним. Он должен создавать
педагогический процесс, обладать гибким мышлением, умело использовать нововведения,
делая их главным механизмом в работе с дошкольниками.
Профессиональная мобильность воспитателя дошкольного учреждения становится
необходимым условием для
быстрой адаптации к изменениям содержания
профессиональной деятельности. Поиск способов формирования профессиональной
мобильности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений делает данную
проблему одной из значимых.
Анализ контроля образовательных мероприятий выявил также проблемные моменты
в работе педагогов:
использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и
родителями;
отсутствие системы в использовании технологий развивающего обучения, в
организации интегративного процесса во взаимодействии с разнообразными видами
детской деятельности;
применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями, имеющими
разные потребности;
Перспективы развития:
Создать условия для мотивации педагогов к эффективному развитию, пробудить у
них профессиональный интерес к собственному образованию;
Наличие у педагогов ДОУ индивидуальной траектории профессионального
развития;
Использовать в работе интересные активные и современные методы и формы
повышения профессиональной квалификации.
Возможные риски:
Низкая педагогическая мобильность в условиях быстрой модернизации образования.
Профессиональное выгорание педагога. Игнорирование нормативных требований.
3.1.2.3. Социальные ресурсы
Субъекты
взаимодействия
ГБОУ ДПО СО «ИРО»
Предмет взаимодействия
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка
ОГИБДД ОМВД
России по АГО
Социально-коммуникативное развитие. Формирование
элементарных знаний о безопасности и основ
жизнедеятельности
Всероссийское
добровольное
пожарное общество
АГО
Социально-коммуникативное развитие. Создание условий для
реализации противопожарных мероприятий
Территориальное
управление с.
Мостовского
Правовое образование населения АГО
СДК с. Мостовского
Привлечение к участию в массовых мероприятиях, праздниках,
акциях
Дошкольные
учреждения АГО
Познавательное, социально-коммуникативное, художественноэстетическое, речевое, физическое развитие. Совместная
разработка, реализация общих проектов, направленных на
развитие личности детей раннего и дошкольного возраста
МБОУ СОШ № 18
Познавательное, социально-коммуникативное, художественноэстетическое, речевое, физическое развитие. Позитивная
социализация детей. Обеспечение преемственности в вопросах
полноценного физического, интеллектуального и личностного
развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в
переходный период от дошкольного воспитания к школе
МОУ ДОД «ДДТ
№22»
Реализация преемственности образовательных программ
дошкольного и дополнительного образования
МКОУ ДОД
«Фаворит»
Организация культурно-массовых мероприятий
Участие педагогов, детей и родителей в акциях, конкурсах,
проектах по правовому образованию дошкольников
Участие в фестивалях, конкурсах, акциях
Выявление одарённых детей
Сельская библиотека
с. Мостовского
Художественно-эстетическое, речевое развитие. Расширение
читательского кругозора, культуры чтения детей
ДЮСШ
Участие в реализации общеобразовательных программ
физического и личностного развития детей на основе
преемственности
Храм Святых
Первоверховных
Апостолов Петра и
Павла
Театрализованная деятельность
Участие в совместных мероприятиях
Социальное партнерство является неотъемлемой частью образовательного процесса
ДОУ. Оно предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников
ДОУ, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же
налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры,
здравоохранения.
Обеспечение соответствия образовательных результатов социальным ожиданиям
может быть достигнуто только в условиях постоянного взаимодействия образовательного
учреждения с сообществом, т.е. в условиях открытости.
Анализ состояния этой работы выявил ее бессистемность и низкую эффективность.
Проблемное поле:
- Инертность близлежащих учреждений образования, культуры, родителей
воспитанников, населения. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и
развитием детей.
- Слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и
возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах.
Перспектива развития
Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума села Мостовского
на основе договоров и совместных проектов.
Возможные риски
Нежелание социальных партнеров включаться в совместные проекты.
Отсутствие «нужных» специалистов
Загруженность специалистов
Родители могут отказаться от услуг социальных партнеров
3.1.2.4. Программно-методические ресурсы.
В настоящее время МБДОУ № 39и осуществляет образовательный процесс с
детьми по Основной общеобразовательной программе ДОУ, выстроенной в соответствии
с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, действующими
санитарными правилами.
В ДОУ есть доступ к электронным ресурсам сети интернет, который педагоги и
сотрудники детского сада могут осуществлять в методическом кабинете.
Среда оснащена информационно-техническими средствами: в каждой группе есть
ноутбук. Для организации мероприятий в музыкальном зале имеется ноутбук, переносной
проектор, переносной экран.
Методический кабинет оснащен наглядными дидактическими пособиями и
методической литературой.
Проблемы
программно-методического
обеспечения
образовательной
деятельности ДОУ:
учебно – методический комплект не соответсвует требованиям ФОП ДО;
отсутствует современное интерактивное
оборудование в воспитательнообразовательном процессе;
недостаточно
дополнительных методических и
наглядно-дидактических
материалов.
Перспективы развития
Приобрести учебный – методический комплект, соответствующий требованиям
ФОП ДО для организации качественного образовательного процесса;
Приобрести интерактивное
оборудование для организации качественного
образовательного процесса;
Приобрести дополнительные методические и наглядно-дидактические материалы.
Возможные риски:
- Недостаточное финансирование;
- Изменения нормативных документов.
- Низкая компетенция педагогов в освоении работы интерактивного оборудования
3.2. Здоровьесбережение воспитанников ДОУ
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье
детей. В детском саду проводится работа по улучшению состояния здоровья воспитанников
и внедрения современных и инновационных здоровьесберегающих технологий.
С детьми организуются тематические, игровые занятия и игры с валеологической
направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная
деятельность, художественно-эстетическая деятельность, проектная деятельность,
оздоровительно-игровые часы. Посещаемость и заболеваемость детей регулярно
анализируется медсестрой и педагогическим коллективом ДОУ. В детском саду
осуществляется контроль за выполнением режима дня, выполнения двигательного режима,
графика проветривания. В учреждении выстроена система взаимодействия с учреждениями
здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений состояния
здоровья как у воспитанников ДОУ, так и у сотрудников детского сада (вакцинация,
плановые профилактические осмотры, диспансеризация, лабораторный контроль).
В работе с родителями особое внимание уделяется консультативной помощи,
оформлению тематических стендов, проведению дней открытых дверей, дней здоровья с
участием родителей, индивидуальное консультирование по текущим проблемным
вопросам, совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ, совместные спортивнооздоровительные мероприятия.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса
способствует и соблюдение требований СанПиНа при организации образовательного
процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении
материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической и
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдение
санитарно-гигиенических требований (профилактические, санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия).
Проблемы организации работы по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ:
все чаще в учреждение поступают часто болеющие дети, дети требующие
повышенного внимания;
рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с
низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового
образа жизни;
нет инструктора по физическому развитию детей;
Перспективы развития
совершенствование компетенций педагогов по сохранению и укреплению здоровья
воспитанников;
использование инновационных подходов в педагогической деятельности по
здоровьесбережению воспитанников;
системная работа с семьями воспитанников и социальными партнерами по
пропаганде здорового образа жизни, проведение совместных мероприятий
оздоровительной направленности.
Возможные риски
формальное отношение родителей к предложенным мероприятиям
низкая эффективность от выбранных методов и форм работы
отсутствие достаточного финансирования
3.3. Нравственно – патриотическое воспитание воспитанников
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях
современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна
переживает
непростой
исторический
период.
Война,
антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и
ценностей , неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа
негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса
воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте
закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры.
Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет
влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка,
зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают,
какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят
в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной
страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не
может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения народной культуры.
Актуальность проблемы заключается в том, что
современные дети мало знают о родном селе, городе, стране, особенностях народных
традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме
нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к
родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным
человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к
родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за
достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать
интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Перспектива развития
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно
подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности
за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы,
культуры
и
истории,
а
также
географии
своей
страны
и
её
достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет
помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.
Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение
этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Акцент во взаимодействии с
родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они
способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками
педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные
познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме.
Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих
интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально
насыщенным содержанием.
Возможные риски
Недостаточная мотивация педагогов, загруженность
Недостаточная компетентность родителей
Минимизация рисков
Методическое сопровождение педагогов в работе по нравственно – патриотическому
воспитанию дошкольников;
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов по нравственно –
патриотическому воспитанию дошкольников;
Системная работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей в
семье;
Привлечение родителей в мероприятия в качестве активных участников.
КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЮЩЕГО МБДОУ № 39
Идеи развития образовательного Учреждения обусловлены стратегическими целями
развития образования до 2027 года и сформулированы в Национальном проекте
«Образование»:
Цель:
1. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
Кроме того, новые цели и задачи дошкольного образования обозначены в последних
нормативных документах Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования, Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее
развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национальнокультурных традиций. (ФОП ДО)
Цель Федеральной образовательной программы достигается через решение
следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны
и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Таким образом, к новым ресурсам, обеспечивающих достижение этого качества
образования относятся:
- компетенции воспитанников в процессе организации самостоятельной образовательной
деятельности (проектно – исследовательской, игровой, трудовой);
- компетенции педагогов, способных работать в условиях наставничества, конкурсной и
инновационной образовательной деятельности;
- готовность родителей (законных представителей) как компетентных участников
образовательных отношений в организации конструктивного содержательного
взаимодействия в рамках выше обозначенных требований
Концепция развития МБДОУ № 39 рассматривается нами как совокупность мер по
обновлению образовательной среды в рамках реализации модели формирования
развивающего пространства в образовательной организации в условиях реализации ФГОС
ДО, ФОП ДО с учетом детских потребностей и их возможностей, запросов участников
образовательных отношений, социальных партнеров и общества.
МБДОУ уже сегодня обладает существенным потенциалом в обеспечении
комплексной поддержки детства. Однако необходимо создавать условия для повышения
этого потенциала всей инфраструктуры детства и его полноценной реализации. Нужны
эффективные механизмы проектирования развивающей предметно – пространственной
среды в учреждении и механизмы ее реализации в повседневной педагогической
деятельности.
Механизмы реализации программы
В ряд вышеперечисленных условий по формированию модели детство-сбережения
важно отнести психолого-педагогические и кадровые условия в комплексе с условиями
развивающей предметно-пространственной среды. Чем более развивающей становится
среда дошкольного учреждения, тем лучше и эффективнее реализуется в ней программа,
основные идеи организации эффективного образовательного процесса.
Данные механизмы реализации вышеперечисленных условий акцентируются по
следующим направлениям работы: содержание образования, семья, педагоги, среда.
Содержание образования:
- создаются условия для реализации специфических видов деятельности;
- направлена на обеспечение эмоционального комфорта детей и взрослых и разработана в
соответствии с основополагающими принципами;
- ориентирована на поддержку обеспечиваются время и пространство для детской игры,
исследований и творчества.
Педагоги:
- готовы и способны предоставлять детям право выбора видов деятельности и общения; готовы и способны использовать современные развивающие технологии для сохранения
уникальности и само ценности дошкольного детства, становления ребенка как субъекта
деятельности.
Семья:
- активно участвует в образовании ребенка - сохраняет здоровье и эмоциональное
благополучие ребенка;
- повышается родительская компетентность.
Среда:
- личного и творческого потенциала каждого ребенка;
- обеспечивает само ценность детской деятельности, субъектность ребенка.
Миссия МБДОУ - удовлетворение потребностей каждого воспитанника в
соответствии его индивидуальными возможностями, особенностями, интересами в
комфортных психолого-педагогических условиях, что позволит обеспечить эффективную
адаптацию в социуме и самореализацию воспитанников в процессе построения
собственного жизненного пути.
Модель детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения
представляет собой образ детского сада на основе учета наработанного опыта по развитию
физических и психических функций организма воспитанников, их социализации и
самореализации
Модель педагога
Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения,
воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей педагогической
деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать степень развития детей своей группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на
решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель
взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ
в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность
познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном
добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
- реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников и их родителей;
- владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него
новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных
образовательных и оздоровительных услуг.
Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе инновационные методики и технологии;
- способен организовывать эффективное развивающее пространство в ДОУ в соответствии
с развивающими технологиями (говорящая стена, умный пол и потолок и т.д.) - включает
родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию,
оздоровлению и воспитанию их детей;
- формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и
психологии;
- готов и способен участвовать в конкурсной деятельности, организации наставничества;
- владеет навыками анализа, рефлексии, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием,
- стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных
преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам
общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка,
чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя
самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и
неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с
целью успешной интеграции в социуме;
- способствует формированию положительного имиджа и авторитета ДОО;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала
учреждения, родителей и социума.
Модель выпускника
Выпускник детского сада обладает следующими характеристиками:
здоровье
- уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание,
снижение частоты проявлений хронических заболеваний;
коммуникативная компетентность
- умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и
невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний, настроений и желаний,
умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
физическая компетентность
- забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей;
интеллектуальная компетентность
- овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение
прогнозировать результат;
креативность
- отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия,
умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
любознательность
- исследовательский интерес ребенка;
- инициативность и самостоятельность
- умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения
с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
презентабельность
– умение презентовать свои представления и результаты деятельности своим сверстникам,
родителям;
ответственность
- обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
- произвольность
- соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей;
- умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными
у него представлениями, правилами и нормами.
Модель развивающего пространства
Широта и разнообразие среды
Плоскости и объекты образовательной среды (игры, игрушки, материалы, оборудование,
инвентарь) максимально разнообразны, обновляемы в соответствии с возрастом и
потребностями детей;
Интенсивность образовательной среды: создание условий для активности и творчества
не только детей, но педагогов и родителей.
Психологическая безопасность среды: формирование положительной, доброжелательной
обстановки, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно;
Мобильность среды: содержательное наполнение и изменения среды осуществляется на
основе гибкого планирования в соответствии с возникающими ситуациями, интересами и
запросами детей.
Модель взамодействия с родителями (законными представителями):
- Семьи воспитанников мотивированы на содержательное и организационное
взаимодействие с дошкольным учреждением;
- Родители готовы и способны к совместному проектированию и реализации
образовательных событий и мероприятий;
- Родители способствуют формированию положительного авторитета и имиджа
дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты: реализация модели формирования детство-сберегающего
пространства обеспечивает:
- становление ребенка как субъекта деятельности (способность выбирать
деятельность. элементарно планировать ее, анализировать и презентовать ее результаты на
различных мероприятиях);
- отношение к детству как к самоценному феномену у всех участников
образовательных отношений, который обеспечивает эффективное развитие ребенка, его
позитивную социализацию;
- продвижение модели развивающего образования;
- создание и развитие условий для полноценной игры, разнообразия игр, их
развивающий характер;
- проектирование качественно нового развивающего пространства, обеспечивающее
удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений;
- осуществление образовательного процесса в русле развивающего образования,
способствующей реализации адаптационных и потенциальных индивидуальных
возможностей ребенка.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цель:
Оптимизация системы управленческих, методических и педагогических действий,
направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности,
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, а также
исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
Совершенствовать систему управления ДОУ на основе включения родителей в
управленческий процесс;
Повысить качество образования в ДОУ через внедрение современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;
Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов
в инновационную деятельность;
Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации
нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных
результатов;
Совершенствовать систему здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников;
Совершенствовать систему нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Основными направлениями деятельности в рамках Программы развития являются:
1. Совершенствование структуры управления ДОУ.
2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
3. Повышение компетентности педагогов ДОУ.
4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
5. Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
6. Построение системы социального партнерства ДОУ.
7. Создание условий для нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
SWOT- АНАЛИЗ
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ
К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Факторы развития ДОУ
Сильные стороны в
Слабые стороны в
деятельности ДОУ
деятельности ДОУ
Результативность работы
Высокий уровень
Недостаточное участие
ДОУ
удовлетворенности
педагогов в муниципальных
родителей качеством
конкурсах
реализации
профессионального
образовательной
мастерства.
программы.
Недостаточно эффективная
Активное участие
подготовка воспитанников
воспитанников в
к муниципальным
творческих конкурсах,
конкурсам.
интеллектуальных и
спортивных соревнованиях
различного уровня
Инновационная
Для педагогов создаются
Недостаточная мотивация
деятельность
условия для использования
некоторых педагогов на
в работе инновационной
изучение и использование
деятельности
инноваций.
(методическое
Проблема распределения
сопровождение,
времени и объема
организация обучения,
поставленных задач перед
стажировок)
педагогами
Наличие педагогов,
способных транслировать
опыт
Кадровое обеспечение
Материально-техническая
база учреждения
Финансовое обеспечение
Штат укомплектован
Профессиональное
педагогическими кадрами в
выгорание педагогов.
достаточном количестве.
Педагоги в основном
Положительный
исполнители, а не
психологический климат и
организаторы.
сотрудничество в решении
Нежелание педагогов
методических и
изучать нормативные
образовательных задач.
документы.
Помещения ДОУ
Отсутствует современное
соответствуют требованиям
интерактивное
СанПиН и безопасности.
оборудование для
Оснащение для реализации
образовательной
образовательной
деятельности.
деятельности постоянно
Недостаточно оснащены
обновляется,
малыми игровыми формами
совершенствуется.
прогулочные участки
Бюджет Артемовского
Недостаточно финансовых
городского округа
средств для приобретения
Внебюджетные средства
дорогостоящего
современного оборудования
Помощь социальных
для реализации
партнеров
образовательных программ
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Конкуренция на рынке
Востребованность ДОО
Снижение контингента
образовательных услуг
территориально
воспитанников.
Отсутствие
дополнительных
образовательных услуг
Сетевое взаимодействие и
Сотрудничество ДОУ с
Отсутствие системности в
социальное партнерство
социальными партнёрами
взаимодействии с
на договорной основе и в
социальными партнёрами.
рамках запланированных
Территориальная
тематических мероприятий
удаленность ДОО.
и проектов на
безвозмездной основе
Родители (законные
Высокая потребность в
Не высокие финансовые
представители)
дополнительных
возможности семей
образовательных услугах.
воспитанников.
Включенность родителей в
Часть родителей не
образовательный процесс. заинтересована в успешном
освоении детьми
образовательных программ
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОЕКТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫЯВЛЕННЫМИ
ПРОБЛЕМАМИ И ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ
В портфель проектов входят:
Проект № 1: «Успешный педагог»
Проект № 2: «Голос ребенка и говорящая предметно - пространственная среда»
Проект № 3: «Будем здоровы»
Проект № 4: «Растим юных патриотов»
ПРОЕКТ №1: «Успешный педагог»
Цель: совершенствование кадровой политики ДОУ, создание условий для повышения
профессиональной компетенции педагогических работников.
Задачи:
1.Поддерживать оптимальные условия для повышения профессионального мастерства
педагогических работников с учетом современных требований.
2.Повышать мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении.
3.Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового
педагогического опыта и его распространения на различных уровнях, в том числе через ВК
мессенджеры, сайт образовательного учреждения.
Направления/
мероприятия
Организация
обучения
педагогов (курсы
повышения
квалификации,
Источники
финансирования
Бюджетные
субвенции
Конечные
результаты
Все педагоги
повысили
квалификацию в
соответствии с
ФГОС ДО
Сроки
исполнения
2024-2028
г.г.
Ответственные
исполнители
Заведующий
стажировки,
семинары,
вебинары и т.д.)
Методическое
сопровождение
педагогов
Повысился
уровень качества
образования
воспитанников
ДОУ
Бюджетные
субвенции
Без
финансирования
В ДОУ
2024 – 2028
достаточно
г.г.
методического
материала для
реализации
образовательной
деятельности.
У педагогов
выстроен
индивидуальный
маршрут
самообразования
Педагоги
качественно
подготовлены к
конкурсам
профмастерства
Вырос процент
призовых мест в
конкурсном
движении
профмастерства
педагогов
Помощь при
аттестации на
квалификационн
ую категорию
Воспитанники
2024 -2028
по завершению
г.г.
дошкольного
образования
готовы обучаться
по
образовательным
программам
начального
школьного
образования
Вырос процент
призовых мест в
конкурсном
движении
воспитанников
Повысилась
оценка
родителей
уровня
предоставления
Заведующий
Заведующий
Педагоги
Трансляция
опыта работы
педагогов
педагогическому
сообществу
Без
финансирования
Сопровождение
педагогов в
работе с
родителями
воспитанников
Без
финансирования
Работа с
социальными
партнерами
Без
финансирования
образовательных
услуг
Повысился
процент
выступлений
педагогов на
ГМО
Материал на
госпаблике и
официальном
сайте ДОУ
качественный и
интересный, с
использованием
современных
цифровых
технологий
Создание в ДОУ
электронной
методической
базы
Формы работы с
родителями
разнообразные,
современные,
интересные.
Родители
активные
участники
образовательног
о процесса.
Родители
заинтересованы
в успешном
освоении детьми
образовательных
программ
дошкольного
образования.
Педагоги
системно
работают с
социальными
учреждениями
села и АГО, рост
совместных
мероприятий
2024 – 2028
г.г.
Заведующий
Педагоги
2024 -2028
г.г.
Заведующий
Педагоги
2024-2028
г.г.
Заведующий
Педагоги
Социальные
партнеры
ПРОЕКТ № 2: «Голос ребенка и говорящая предметно - пространственная среда»
Цель: совершенствование и расширение условий для полноценного развития
воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Задачи:
1. Обновить и усовершенствовать образовательную среду в соответствии с требованиями
ФОП ДО за счет использования возможностей внутреннего пространства образовательного
учреждения и через обустройство тематических площадок на ее территории в рамках
единого образовательного пространства.
2. Создать условия для проявления в развивающей пространственной среде субъектности
дошкольников.
3. Расширить вовлеченность родителей (законных представителей) дошкольников в участие
в жизни образовательного учреждения через совместную деятельность по обновлению
образовательной среды.
Направления/
мероприятия
Источники
финансирования
Приобретение
интерактивного
оборудования
(роботы)
Областные
субвенции
Приобретение
экранов и
проекторов в
каждую группу
Областные
субвенции
Создание
интерактивного
пространства
пол, стена,
потолок
Местный бюджет
Областные
субвенции
Создание
образовательных
центров на
прогулочных
участках,
тематических
зон
Местный бюджет
Областные
субвенции
Конечные
результаты
Сроки
исполнени
я
2024-2026 г
Воспитанники
занимаются
робототехникой,
участвуют в
конкурсах
Совершенствован 2024-2026 г
ие
образовательного
процесса в каждой
возрастной группе
Создание
2024 – 2025
интересного,
г.г.
насыщенного,
многофункционал
ьного,
разноуровневого
образовательного
пространства в
ДОУ
Создано единое
2024-2028
образовательное
г.г.
пространство
внутри и на
территории ДОУ
Ответственные
исполнители
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Педагоги
Заведующий
Педагоги
Родители
Проект № 3: «Будем здоровы»
Цель: реализация инновационных преобразований направлений педагогической
деятельности, ради достижения нового качества оздоровительной работы и формирование
у дошкольников имиджа здорового образа жизни
Задачи:
1. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах
здоровьсбережения дошкольников.
2. Проектирование инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи по
формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью
повышения его уровня.
3. Актуализировать роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование
гармоничных отношений между детьми и взрослыми. Формировать у детей и родителей
практических умений и навыков в области физического воспитания.
4. Пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием.
Направления/
мероприятия
Источники
финансирования
Конечные
результаты
Создание
рабочей группы
по реализации
проекта
Методическое
сопровождение
педагогов в
вопросах
здоровьесбереже
ния
дошкольников
Работа с
семьями
воспитанников
Не требуется
Создана рабочая
группа
Областные
субвенции
Обучение
педагогов внутри
учреждения
Педагоги владеют
инновационными
формами и
методами работы
по физическому
развитию
воспитанников
Семьи
воспитанников
активные
заинтересованные
участники
мероприятий
направленных на
укрепление
физического и
психического
здоровья детей,
родители сами
являются
примером
здорового образа
жизни для детей
В ДОУ предметно
пространственная
среда по
физическому
развитию
соответствует
санитарным
требованиям и
образовательным
стандартам
Пополнение
предметно
пространственно
й среды по
физическому
развитию
Не требуется
Областные
субвенции
Помощь
родителей в
организации
РППС (своими
руками)
Сроки
исполнени
я
2024 г
Ответственные
исполнители
2024-2028 г
Заведующий
2024-2028
г.г.
Заведующий
Педагоги
2024-2028
г.г.
Заведующий
Педагоги
Родители
Заведующий
Проект № 4: «Растим юных патриотов»
Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитание гуманной,
духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего
Отечества.
Задачи:
1. Создать условия для работы дошкольного образовательного учреждения по повышению
психолого-педагогической культуры родителей.
2. Ориентировать родителей на формирование предпосылок морального развития ребёнка.
3. Во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать нормы поведения и
положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
4. Формировать доверие ребёнка к взрослому как к партнёру по вне ситуативноличностному общению.
5. В партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях патриотическое
отношение к своей стране.
6. Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания
педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
7. Помочь родителям сохранить и развивать любознательность детей в процессе
совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
Направления/
Источники
Конечные
Сроки
Ответственные
мероприятия
финансирования
результаты
исполнени
исполнители
я
Создание
Областные
Среда по
2024 – 2025
Заведующий
предметно –
субвенции
нравственно –
г.г.
Педагоги
пространственной
Местный
патриотическому
среды в ДОУ по
бюджет
воспитанию
нравственно
соответствует
патриотическому
ФГОС ДО, ФОП
воспитанию
ДО
Участие МБДОУ
Без
Педагоги и семьи 2024 – 2025
Заведующий
№ 39 в
финансирования
воспитанников
г.г.
Педагоги
Муниципальном
активные
Воспитанники
проекте «Юные
участники
Родители
патриоты России»
мероприятий
проекта
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
- Создан пакет нормативно-правовой документации по реализации программы;
- Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и
обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства по нравственнопатриотическому воспитанию в разных видах деятельности;
- Создана модель преемственности дошкольного и начального школьного образования,
включающий в себя комплекс условий: профессиональная компетентность педагогических
работников ДОО в вопросах патриотического воспитания дошкольника;
- Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом
классе школы;
- Внедрены и эффективно используются цифровые технологии в обучении и воспитании,
разработано электронное приложение к практико-методическому пособию, включающего:
виртуальные экскурсии по историческим местам, видеоролики, фильмы, интерактивные
дидактические игры, слайдовые презентации и др).
- Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области
овладения инновационными образовательными технологиями за счет прохождения
повышения квалификации и переподготовки работников, участия в профессиональных
мероприятиях разного уровня;
- Увеличилось количество и повысилось качество социального партнерства с
учреждениями;
- Сформированы партнерские отношения ДОО с семьями воспитанников, включая
направление патриотического воспитания.
Для воспитанников:
- Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного
роста, хорошее состояние здоровья воспитанников будет способствовать повышению
качества их образования;
- Обеспечение индивидуального педагогического и социального сопровождения для
каждого воспитанника образовательной организации;
- Качество сформированности ключевых компетенций воспитанников будет способствовать
успешному обучению детей в школе;
- Система нравственно – патриотического воспитания будет более разнообразной, и
качественной.
Для педагогов:
- Каждому педагогу будет предоставлена возможность повышения профессионального
мастерства;
- Квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность интегративных
компетенций дошкольников;
- Обеспечение дальнейшего развития экологических условий для успешного освоения
педагогических технологий, в том числе ИКТ;
- Поддержка инновационной деятельности.
Для родителей (законных представителей):
- Каждой семье будет предоставлена более качественная психолого-педагогическая помощь
в воспитании и развитии детей, возможность активного участия в образовательном
процессе образовательного учреждения и контроля за ее деятельностью.
ВОЗМОЖЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Программа развития ставит реальные цели и задачи. Они, по нашему мнению,
реальны, выполнимы, могут быть достигнуты и реализованы полностью либо частично (в
силу объективных причин).
В процессе реализации Программы развития могут возникать непрогнозируемые
риски, появление которых может снизить эффективность запланированных инновационных
изменений. Их в период реализации предполагается отслеживать и фиксировать при
управленческом анализе
Возможные риски
Пути устранения
Неполнота отдельных нормативноРегулярный анализ нормативно- правовой
правовых документов, не
базы МБДОУ на предмет ее актуальности,
предусмотренных на момент разработки и полноты, соответствия решаемым задачам
начало внедрения Программы развития
Неэффективное решение вопросов,
Обеспечение организационно отставание от сроков реализации
методического сопровождения педагогов в
мероприятий в рамках Программы
формате «внедрение инноваций» и
развития
«принятие инноваций»
Неготовность отдельных участников
Психолого-педагогическое и методическое
образовательных отношений выстраивать
сопровождение участников
партнерские отношения с другими
образовательных отношений с низкой
субъектами образовательного процесса,
коммуникационной культурой при
партнерами социума. Нежелание брать на
реализации проектов и программ
себя повышенную ответственность за
инновационные процессы, реализацию
проектов и программ.
Вероятность недостаточной подготовки
ресурсной базы для реализации отдельных
направлений и всех компонентов
Программы.
Своевременный анализ достаточности
ресурсной базы и возможностей МБДОУ с
учетом их роста и развития для реализации
отдельных направлений и всех
компонентов Программы.
Мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции
Программы развития являются гарантией ее успешной и полноценной реализации.
Управление реализаций Программы развития образовательного учреждения
осуществляется под руководством заведующего и предполагается через:
координацию деятельности исполнителей по направлениям развития
образовательного учреждения;
разработку и (или) внесение дополнений и изменений в Программу развития
образовательного учреждения;
мониторинг реализации составляющих планирований действий по направлениям
развития образовательного учреждения;
конкретизацию действий на ближайшую перспективу по направлениям развития
МБДОУ;
тактический и оперативный контроль реализации Программы развития; анализ
промежуточных результатов реализации Программы развития образовательного
учреждения на заседаниях коллегиальных органов, ориентированного на всех участников
образовательных отношений.