21.12.2018
Истории и особенности знакового Российского фарфора
21.12.2018
Дулевский фарфоровый завод основанный в 1832 во Владимирской губернии, известен во всем мире благодаря изысканным сервизам, чашкам, блюдцам. Более 185 лет местные умельцы не изменяют народному ремеслу: несмотря на модернизацию конвейерной линии, все товары делают и окрашивают вручную.
Рождение русской легенды
Род ремесленников Кузнецовых берет начало в Гжели, где гончарное дело было основным занятием. Там и возникла первая фабрика, в 1812 году перенесенная в деревню Дулёво, на пустошь Ликино. Местечко выбрано не случайно: неподалеку Москва – центр торговли, а вокруг – залежи торфа, служившего недорогим топливом для печей обжига.
Вскоре семья арендовала, а затем выкупила мануфактуру конкурента Сафронова, работники которой владели секретами смешивания сочных красок (желтой, синей, оранжево-красной) и золочения. В 1864 году семейное дело достигло максимального расцвета: безупречно качественные товары снежно-белого цвета искусно расписывались знаковыми «агашками».
Старинные и прогрессивные методики
Фабрика считалась передовой по техническому оснащению, а совершенствование оборудования и методик не прекращается до сих пор: ранее глину отбеливали мышьяком, что непоправимо вредило здоровью рабочих (средний срок их жизни составлял 27 – 30 лет), а в наши дни ее покрывают глазурью. Характерная черта росписи – полупрозрачные розаны. Изначально живописцами были гжельские мастера, привнесшие в оформление розочки. Но их писали не кобальтом, а пурпуром. Позднее разрисовкой занялись женщины, с легкой руки которых появился уникальный сюжет – «агашки».Расписной материал был дорог и недоступен широкому кругу покупателей, а «белье» – продукция без декора – слишком просто и непривлекательно. Поэтому со второй половины 19 века применяют коллекцию «сводилок» (деколий). Недорогие орнаменты переносят поэтапно:
- наносят пленку с выбранной картинкой на белоснежную заготовку;
- опускают ее в воду;
- удаляют трафарет;
- обжигают полученную модель.
Со времен СССР сырьевые материалы закупают только у местных поставщиков или на территории СНГ. Оно проходит несколько стадий подготовки: глиняную массу смешивают, измельчают в мельницах, избавляют от примесей металла магнитами. Выходит колбаска, от которой отрезают кусочки нужного размера.
Главный секрет тонких стеночек
Чашечки и кружки из Ликино-Дулёво славятся тончайшими стенками. Для получения данного эффекта жидкую глину закачивают в формочки и почти сразу откачивают: на стенках успевает застыть лишь тонкий слой материала. Заготовки бережно вытаскивают, отправляют в обжиговую печь и на покраску.
Соблюдая обычаи русского чаепития, с момента основания фабрика выпускает пары с блюдечками (часто украшают наружную и внутреннюю сторону стенок). В начале 1800-х в моду вошли шелковые скатерти. Дабы не замарать дорогостоящие ткани, под пиалы и миски подставляли маленькие тарелки. Со временем они видоизменились: уменьшились, обзавелись углублениями по форме донышек в середине, края стали направлены вверх.
Выпускаемые пары отличают по раскраске и формовке. Модели бывают такими:
- «Ностальгия» (высокая округлая чаша с чуть расширяющимися загнутыми краями объемом 450 мл);
- «Гранатовый» (маленькие модели с узким донышком и округлыми, чуть расширяющимися стенками без рельефа – 275 мл);
- «Тюльпан» (невысокие рельефные чашечки с тонкой ручкой-ушком – 220 мл) и др.Разнятся фасоны многих моделей – от тарелок до сахарниц, – а изюминка заводских столовых комплектов – иная форма супниц для каждого вида. Наиболее популярный фасон доливных чайников – «Русский» (объемный сосуд трактирного типа на 4,5 л дополнен позолоченной ручкой, соединяющей носик и корпус, – она облегчает поднятие при полном заполнении). Выдающийся художник В.А. Городничев, проработавший на фабрике более 70 лет, считал: его цель – придумать что-то действительно народное. Так и родилась идея массивного «пузача» на 24 персоны с национальным колоритом: удобной ручкой-бубликом и крышкой, имитирующей небольшой заварник.
Производственный процесс: современность и самобытность
Многие сахарницы, суповые вазы, блюда изготавливают по старинке – методом ручной формовки с использованием шаблонов. Заготовки формуют и подсушивают, затем извлекают, срезают с них швы, а на корпусах чайников пробивают отверстия для сеточек. Наличие дырочек в месте крепления носика к корпусу – отличительная черта исконно-русских чайников (получается встроенное ситечко, которого нет у аналогов, отлитых целиком).
Ручки и носики клеят после первичного обжига. В отличие от корпусов эти детали производят по современной технологии: методом шликерного литья или наливным способом (машинная формовка ускоряет производственный процесс, т.к. детали не требуют сушки). После обжига и сборки фарфоровые заготовки очищают от пыли в обдувочной камере, а затем глазируют и повторно обжигают при температуре свыше 1300 0C.
Интересный факт: актуальные товары клеймят красными и голубыми птичками (пурпурные соколы красуются на продукции высшего сорта, включая чайные сервизы Дулево, изготовленные по методу тонкостенного литья). После этого посуда поступает в художественный цех для декорирования. Самый знаменитый стиль росписи – яркие розы с округлыми лепестками («агашки») – по преданию получил столь оригинальное название потому, что в 1850-х годах здесь работало много женщин-живописцев, наносивших броские, нарядные, смелые узоры с розанами (при этом красители наносили не только кистями, но и пальцами). А самое популярное имя женщин того поколения – Агафья. В честь затейливых художниц-Агафий и был назван всемирно известный стиль росписи.
Фирменную золоченую кайму делают с помощью таких приспособлений:
- турнетка (отводочный диск для мелких живописных работ с подшипником, обеспечивающим плавное, равномерное вращение);
- кисть или губка с красителем, содержащей частицы настоящего золота.Для росписи также используют «ситцевые» узоры, покрывая всю поверхность изделий сплошными изображениями цветов и ягод. Подобный «ковер» на фарфоровое полотно часто наносят современным машинным способом.
А вот создание скульптур не приемлет новизны: работы по-прежнему ведутся только вручную, с использованием гипсовых форм. Все элементы статуэток (туловище, руки, головы и т.д.) отливают отдельно. Массу выдерживают до определенной степени затвердения и влажности, когда можно извлечь элементы сформованные, не помяв их. В этом состоянии их аккуратно склеивают, маскируя стыки. Скульптуры, в отличие от посуды, не требуют первичного обжига и сохнут на воздухе комнатной температуры. Художники расписывают высохшее изделие подглазурными красителями, покрывают глазурью, обжигают – изящные интерьерные украшения готовы!
Легендарные рисунки и художники
Чайно-кофейные и столовые сервизы, украшенные эмблемой сокола на обороте, были предметом гордости советских хозяек. Красоту продукции высоко ценили на государственном и международном уровне, ведь предприятие – обладатель многочисленных престижных премий, таких как:
- Большая золотая медаль Всемирной выставки в Париже за дизайн «Красавица» заслуженного мастера РСФСР П.В. Леонтьевым (1937 г.);
- Большая золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе за рисунок «Золотой олень» (П.В. Леонов) (1958 г.);
- Большая серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе за дизайны «Лимоны» и «Яблоки» (В.К. Яснецов) (1958 г.);
- Орден им. В.И. Ленина за выдающиеся достижения и существенный вклад в развитие отрасли (1976 г.).
Над декорированием трудились лучшие мастера своей эпохи: блюдо «Садко», хранящееся в Музее ДФЗ, собственноручно расписал Михаил Александрович Врубель – величайший портретист, автор полотен «Царевна-лебедь», «Тамара и Демон».
Настоящий прорыв был совершен под руководством Петра Леонова, ставившего целью разработку национального фарфора нового вида. Его стараниями появились знаменитые узоры «Сказка», «Жар-Птица», «Золотой олень» и «Красавица», используемые в наши дни. В 1950-х Петр Васильевич отразил оптимистичный настрой послевоенных лет в декоративном украшении: для покрытия использовали глубокий кобальтовый оттенок, оранжевый селен, добавили большое количество позолоты. Так рождается легендарный набор «Красавица», выпускаемый до сих пор с некоторыми усовершенствованиями: подглазурный кобальт заменен надглазурной росписью ярко-синими красителями, а плавная округлость 1930-х – фасоном «Тюльпан». До 2004 года сервизы Дулево также делали в технике ручного крытья.Элегантные чаши и блюдца набора «Красавица» можно видеть не только на полке бабушкиного серванта, но и на экранах. Он появляется в таких культовых фильмах, как:
- «Женитьба Бальзаминова»;
- «Следствие ведут знатоки»;
- «Дни хирурга Мишина».
Огромную роль в жизни предприятия сыграл В.К. Яснецов, для живописи которого характерен драматичный контраст. Его «Ивушка», «Розовая сирень», «Осенняя ветка», «Кизил» все еще крайне востребованы. Широко известны работы других живописцев советского периода: и сейчас производят набор «Розовая птица», дизайн которого разработан заслуженным художником РСФСР С.Е. Яковлевой, а продолжательнице именитой династии – Марине Яснецовой – принадлежит авторство узора «Роза», красующегося на доливных чайниках и чайных парах.
Фабрика сегодня: продвинутые технологии и традиционные элементы
Технологичное оборудование позволяет выпускать крупные партии стандартной посуды для гостиниц, баров и ресторанов. Такие экземпляры отличает простота, сдержанность в декоре, универсальность исполнения: они лишены замысловатых украшений, сложных орнаментов и сияющего золотистого канта. Но им присуща неотъемлемая черта – превосходное качество. Для изготовления требуется первоклассное отечественное сырье, глазурь и краски собственной разработки (завод красок – важная составляющая предприятия).
В угоду нынешним покупателям ДФЗ, молодым парам с детьми компания предлагает широкий ассортимент тарелок, чашек и блюдец, а также чайных пар, оформленных в соответствии с модными интерьерными тенденциями. Одно из направлений работы – производство детской посуды. Большим спросом пользуются модели с изображениями героев советских мультфильмов из серии «Чебурашка», «Колобок» и «Кошкин дом».Завод неустанно развивается, технологии совершенствуются, но эстетичность и утонченность – дань почти двухвековой истории – сохраняются неизменными и ценятся не только в России, но и за рубежом: продукцию поставляют в 6 стран ближнего и дальнего зарубежья, а также Канаду, США, Норвегию.