20.03.2023
«Девочки и мальчики»
Ребенок родился. По внешнему виду нельзя определить,
мальчик это или девочка. Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и
девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто.
Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному
разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании.
Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не
позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают. При обучении различие
мальчиков и девочек используют не всегда. А в медицинских таблицах нормы веса,
роста разные для мальчиков, и девочек.
Чем же они отличаются друг от друга? (Различие
мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и
мальчики — два разных мира»).
Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к
периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.
Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем
девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.
При рождении мальчиков у женщин чаще бывают
осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.
Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15
лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают,
меньше берут на руки.
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная,
память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине),
чем у девочек.
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их
раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо
чаще гладить их кожные покровы.
Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают
свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают
друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они
осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам
необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для
игр.
Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит
на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А
девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения
правильности ответа.
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения
информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс
приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще,
есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.
У девочек лучше развита беглость речи и скорость
чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.
У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому
они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой
(вышивание, бисероплетение).
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны,
нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.
Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность,
готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так
как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это
прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя
воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они —
будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих
мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в
дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по
незнанию.
В настоящее время в системе дошкольного образования
возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Под «гендером»
понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности
и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между
мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свойства и
отношения называются гендерными.
Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития
мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно
установлено, что у мальчиков больше развиты математические,
визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят
мальчиков в вербальных способностях.
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех
малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум
годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он –
девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность
(устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а
девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих
ситуаций или личных желаний ребенка.
Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском
саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять
на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают
«немужское» поведение, но не поощряют мужское.
Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и
мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она-
это девочка, а он – мальчик).
Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.
Формирование у родителей гендерной компетентности.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку
осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей
должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно,
я – мальчик и всегда буду им».
В совместной образовательной деятельности воспитатели используют три типа
мотивации:
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то
в подарок или для игры)
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том случае, если
воспитатель сумеет убедить девочку и мальчика, что без их помощи ей не обойтись)
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы
построения)
Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста
включает в себя:
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные
ситуации; схемы – действия.
Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Игры, помогающие педагогам в работе по гендерному воспитанию:
Д/и «Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»
Д/и «Кто чем любит заниматься? » - предпочтение игр, игрушек девочек и
мальчиков.
Д/и «Что кому? »; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков
(зимней, летней и т. д.)
Д/и «Одень малыша»; «Одень девочку»; «Я расту»
С/р игры «Семья»; «Детский сад»