Консультации для родителей. Искусство быть родителем «особого ребёнка.»

20.03.2023

РАБОТА С СЕМЬЁЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания школьника. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому, решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей в общество.

Ребёнок, проживающий в семье, лучше развивает свою личность и раскрывает свои потенциальные возможности, чем в условиях, которые предоставляются ему в государственных учреждениях. Следовательно, семья является естественной средой, в наибольшей степени, влияющей на развитие ребёнка, раскрытие его индивидуальности.

Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзная проблема для семьи. Родители такого ребёнка переживают длительный и устойчивый стресс. Полное растворение в ребёнке влечёт за собой потерю родителями индивидуальности, препятствует росту и развитию их личности. Сопровождающие родителей чувство вины и стеснения приводят к формированию защитного механизма, самоизоляции. Это серьёзная проблема, так как для развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с окружающим миром.

Положение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является сложным как с социально-экономической точки зрения, так и с социально-нравственной.

Все эти причины обуславливают следующие особенности, характеризующие жизнь семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

-родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;

-испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;

-стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;

-возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

-нарушаются внутрисемейные отношения;

-у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

 

Любовь родителей и педагогов должна быть основана на уважении к ребёнку, на умении вовремя оказать ему помощь.

Основа воспитательной работы – союз педагогов, родителей и ребёнка. Очень важен контакт педагога и родителей.

Задача педагога – всеми доступными ему средствами добиваться взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании благоприятного климата и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Достижение коррекционно-развивающего эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы ДОУ (школы) и семьи.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффективность использования её педагогического потенциала, что является одним из важных факторов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Хочу такой сайт

В образовательном учреждении могут проходить проблемные встречи. «Цель встреч – повышение мотивации и вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, профилактическая работа с семьёй.

В ходе встреч проводятся индивидуальные консультации, даются дополнительные рекомендации для родителей и решаются следующие задачи:

1)Установление доверительных отношений с семьёй каждого ученика, объединение усилий для успешного психического развития ребёнка; создание благоприятной атмосферы эмоциональной взаимоподдержки друг друга;

2)Формирование у родителей практических умений создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка.

После таких встреч наглядно видно, как меняется отношение родителей к образовательному учреждению, к педагогам и к своим детям.

Хорошо, если хотя бы на несколько минут в день родители станут ребёнку другом в его играх и занятиях. Но при этом оставаясь и его наставником, незаметно предлагая все более сложные и требующие от него известных внутренних усилий задания. Так, рука об руку со взрослыми он будет подниматься по ступеням своего развития, как можно более полно используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня.
       Основные задачи данной работы – помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть.

Образовательное учреждение помогает не только ребенку, но и его семье. Общение со специалистами строиться таким образом, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своей беде. Все специалисты оказывают помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребёнок должен чувствовать, что близкие люди любят его, понимают и всегда готовы прийти на помощь.

Важным результатом работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплочённой, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.

 

Ниже приведены несколько советов, которые могут помочь:

1. Ужинайте всей семьей, как минимум, три раза в неделю. Беседы протекают намного проще, если они происходят за столом. Если у вас возникают сложности с беседой в начале, заранее обдумайте тему разговора перед ужином. Спланируйте семейные каникулы, позволив, каждому ребенку выразить свое мнение о том, куда он хочет поехать или что хочет делать. Разговаривайте на насущные темы: о последних фильмах или приближающихся событиях. Задавайте своим детям открытые вопросы, на которые можно получить более полные ответы, нежели просто да или нет.

2. Отвлекитесь от внешнего мира. Устраивая «семейные ужины» по вечерам, попросите всех отключить телефоны, компьютеры и телевизоры. Скажите своим друзьям и близким, что вы будете заняты в это время. Возможно ваши дети (особенно подростки) будут шутить по этому поводу, но на самом деле они, скорее всего, будут рады этому. Используйте это время для общения друг с другом. Посмотрите фильмы, поиграйте в настольные игры, почитайте что-нибудь вслух, в общем, делайте, что вам хочется, только делайте это вместе.

3. Готовьте хоть раз в неделю вместе. Даже самые маленькие дети могут сделать что-нибудь, чтобы помочь вам. Если у вас совсем маленькая кухня, что в ней все не поместятся, тогда составьте график, или пусть ваши дети будут по очереди делать что-нибудь. За это время вы сможете сблизиться, и ваши дети даже, может быть, смогут сами начинать беседу (вы можете упростить этот процесс, рассказывая про себя и своих родителей).

4. Обеспечьте своим детям безопасность во время разговора с вами. То есть, они должны знать, что вы не рассердитесь и не расстроитесь, если они расскажут вам, что произошло. Если они рассказали вам что-нибудь секретное, то пусть это так и останется в тайне (чрезвычайные и опасные ситуации сюда не относятся).

5. Умейте слушать то, что они пытаются сказать вам. Если вы работаете или заняты еще чем-нибудь, а ваши дети пытаются с вами поговорить, вскоре они откажутся от этой мысли, так как будут знать, что ваше внимание будет привлечено чем-то другим. Уделяйте им все свое внимание, когда они разговаривают с вами.

6. Используйте все навыки слушания. Удостоверьтесь, что вы понимаете то, о чем говорит ваш ребенок. Повторяйте то, что они говорят, и задавайте вопросы.

7.Находите время, чтобы поговорить с каждым ребенком. Нет ничего проще, чем разговаривать с ребенком во время выполнения каких-либо заданий, но убедитесь в том, что каждый ваш ребенок знает, что вы цените время, проведенное с ними.

8.Будьте терпеливы. Не ждите «идеальной» семьи. Это вполне нормально. Просто помните, что идеальные семьи не существуют за пределами телевизионных шоу.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».