20.03.2023
Мастер
класс
Работа с бумагой. Бумажная мозаика.
Наклеивание готовых геометрических форм.
Дети
3-4 лет только ещё осваивают разнообразный материал. Для них надо приготовить
немного форм (круги, квадраты, треугольники, ромбы, полоски) довольно крупных,
несложных, отличающихся по цвету.
Листок
бумаги, на котором дети будут раскладывать, и на который будут наклеивать
формы, желательно давать размером в страницу школьной тетради.
Предлагаемый
материал радует и интересует детей. Вначале их внимание направлено на
рассматривание каждой формы.
Роль
воспитателя заключается в том, чтобы направить внимание детей на раскладывание
форм в известном порядке, чередуя по цвету, размеру, очертаниям. Однако это не
должно мешать детям в другое время свободно играть с мозаикой.
Наклеивание
может быть дано тогда, когда у детей окрепнет интерес к раскладыванию, внимание
к тому, как красиво у них получается.
Детям,
отстающим в приобретении этого умения, полезно показать наиболее удачные работы
их товарищей, иногда вместе с ними разложить формы.
От наклеивания геометрических форм в средней
группе можно переходить к составлению декоративных композиций из готовых
частей. Помимо геометрических форм могут быть сделаны всевозможные растительные
и орнаментальные мотивы: листья, завитки и др.
Детей
надо навести на мысль о том, что расположить формы можно красиво, так, чтобы
получился узор, коврик.
Воспитателям
надо самим подготовиться к этому занятию, упражняться в составлении узоров из
растительных или геометрических форм. В качестве образцов в первую очередь
следует взять народные орнаменты.
Работая
над формами для дальнейшего их раскладывания детьми, надо подумать, какие
сочетания по цвету и по характеру могут получиться. Очень полезно вместе с
детьми рассматривать образцы народных узоров на вышивке, керамике, деревянных
вещах, а также в специально составленных альбомах народных орнаментах. Этот
альбом можно показывать детям, но не требовать точного повторения образца.
Со
старшими детьми из бумажной мозаики можно выполнять довольно сложные и
интересные работы. После того как каждый ребёнок вырезал и наклеил узорна своём
листке, можно выполнить коллективную работу - большой ковёр-панно на стену.
Примером могут послужить следующие работы на тему «осенние деревья»; Кроме того, "Геометрическая мозаика" развивает мелкую моторику и умение играть как в группе (до шести человек), так и самостоятельно.
Способствует развитию: наглядно-образного мышления,
творческих способностей, памяти, внимания, сформированности сенсорных эталонов
цвета, величины и формы, восприятия.