29.08.2024
Роль
музея в формировании личностного становления, познавательной мотивации, знаний,
эмоций, представлений о себе и о мире, определяется его специфическими
особенностями:
-музей
- панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные
ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение), в музейных
материалах представлены характеры и судьбы людей из прошлого и настоящего,
мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребёнку культурным эталонам
для подражания.
-экспонаты
музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, результата
его взаимодействия с окружающим миром, другими людьми, с самим собой в разных
жизненных ситуациях
-
в музее ребёнок осмысливает социальные явления и противоречия жизни, совершает
внутренний акт самоопределения, изменяет себя, соотносит свои взгляды,
представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для
этого социокультурный потенциал памятников.
Мини
музей в детском саду должен органично вписываться в систему проводимых
мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторических
идентификаций, диалога времён, людей и музейных предметов.
В
группе были созданы и работали следующие музеи: «На дне морском», «Березовая
роща», «Пожарная безопасность». Примером музея может быть и мини галерея
изобразительного искусства в старших группах – это перспектива нашей группы.
Деятельность
современного педагога в ДОУ невозможна без применения игровых педагогических
технологий. В понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
В
отличие от игры педагогическая игра
обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной
направленностью.
Тем
самым содержание работы педагога обогащается новыми формами подсказанными
современностью.
Игровые приёмы.
Вызывание
адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать
у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить
сходную ситуацию, в которой у детей было такое же настроение (дождь за окном,
что вы чувствуете…).
Визуальное
сравнение. Повышает мыслительную активность. Например, репродукции
картин сравниваются по контрасту - настроению, цвету, выделяя лишь один
признак.
Акцентирование
на деталях. Усиливает
восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым,
развивает речь. Суть заключается в том, что всё изображённое на картине
закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения
или рассматривания части.
Музыкальное
сопровождение. Звучит музыка, настроение которой
соответствует настроению картины, т.е. происходит воздействие на зрительный и
слуховой анализаторы. Так же музыка может быть фоном для рассказа.
«Вхождение
в картину». Детям предлагается представить себя на
месте изображенного человека, воссоздать предшествующее и последующее
содержание событий на картине. А чтобы сформировать у детей
эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы
развернутостью, эмоциональными ассоциациями, необходимо использовать
рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Точные
установки и композиционные изменения. Учит логично рассуждать
и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например «Прежде чем
ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено,
что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём
картина».
Найди
живое существо. Ребёнку предлагается внимательно
рассмотреть репродукцию и найти на ней
изображение живого существа. Данный приём можно использовать как при групповых
занятиях, так и при индивидуальной работе с детьми.
Настроение
картины. Суть его
заключается в том, чтоб сравнить изображение нескольких картин. При этом
задаются вопросы «Сравни по настроению, используемым цветами, как автор
по-разному изобразил»