29.08.2024
Комментированное рисование выбрано в качестве условия и
средства формирования креактивных качеств личности в процессе развития языковой
и интеллектуальной способности ребенка. Цель данной методики – развивать
коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в
процессе комментированного рисования.
В рамках данной методики, главным содержанием видов
деятельности выступает процесс «открытия мира» с использованием установки
говорения на русском языке. В процессе комментированного рисования появляются
схематические изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный
и эмоциональный опыт детей.
В качестве объектов для рисования и обсуждения служат
детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная
жизнь (прогулка, игры, наблюдения в природе).
Воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы,
делают предположения, сообщения. В процессе комментированного рисования все
может «ожить и начать двигаться» – именно это и привлекает интерес
ребенка-дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям
и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации.
Предлагаю вам несколько приёмов работы, которые можно
использовать на занятиях по комментированному рисованию в детском саду .
Предназначение методики – дать воспитателю возможность
поверить в себя и создать условия, чтобы ребенок тоже смог это сделать.
Поверить – и стать художником.
Методы и приёмы
Комментирующая
речь взрослого
Организация деятельности и выполнение речью регулирующей
функции, педагогическая оценка действий
и деятельности Комментирование
всех изобразительных и художественно-творческих действий детей и отдельного
ребёнка в прошедшем и настоящем времени,
оречевление перехода с одного этапа деятельности на другой, обозначение в речи
итога индивидуальной и коллективной деятельности
«Включение
любопытного карандаша»
Развитие способности уточнять и конкретизировать замысел
рисунка в процессе рисования, формирование прогноза результата изобразительных
действий Воспитатель создаёт
изображение, разговаривая с любопытным карандашом о том, как и что он хочет
нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку)
«любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в
аналогичной игровой ситуации. Иногда воспитатель подключается к диалогам,
помогая уточнить замыслы рисунка и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление корректирующих
действий.
Комментирующая линия
Развитие зрительно-двигательной координации и регулирующеё
функции речи Воспитатель совершает
мелом на доске (затем в воздухе) изобразительные действия и комментирует их,
описывая способ, с помощью которого он будет держать карандаш или кисточку,
направление, ритм, силу нажима и скорость движения
Комментированное рисование
Развитие анализирующего восприятия и формирование умений
«читать» и описывать в речи изображённое на рисунке через принятие на себя
игровой роли; формирование положительной установки у детей на комментирование
их действиё Воспитатель мелом или
фломастером «рассказывает» историю, мотивируя замысел рисунка, особенности его
композиции и изображения персонажей (их
мимики, поз и движений) ответами детей на специально поставленные поисковые
вопросы
Наложение краски на краску изменения ситуации на рисунке
Формирование умений создавать впечатление динамики. Воспитатель
показывает, как можно осуществлять наложение краски на краску (после того как
первая высохнет), и комментирует в речи изменение игровой ситуации в рисунке. В
другом случае наложение краски на краску производится прямо на невысохший слой:
с целью получения производных цветов(оранжевого, коричневого идр.).Таким
образом можно нарисовать утреннее и вечернее небо, море. и т.д.
«Война» или «дружба»
красок
Развитие способности к экспериментированию с красками,
формирование представлений о смешении цветов Воспитатель
рассказывает историю о том, что краски могут дружить или воевать. Это можно
определить ,накладывая их друг на друга, пока они не высохли: если краска
оставляет свой цвет, делаясь немного светлее или темнее, то она «победила»
вторую краску. Если при накладывании появился новый цвет, значит ,краски
уступили друг другу и хотят жить мирно – рождается новый цвет. После этого
детям предлагается самим определить, в каких отношениях находятся краски, и
даёт задание на их смешивание.
Формирование замысла рисунка
Формирование положительной установки на самостоятельное
рисование как творческую деятельность
,формирование умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать
его в речи Воспитатель, перед тем как
дать установку на рисование ,выясняет, о чём хочет «рассказать» его рисунок,
что он – ребёнок – хочет при этом выразить(какие чувства и мысли). Добивается,
чтобы рисунки детей были разными, отражали индивидуальное восприятие мира. При
этом даётся время подумать и выбрать
основные средства выражения образа (сочетания цветов, строение предмета из
частей той или иной формы, их изменение при движении и др.)
Конструктивный анализ и конструирование фигуры из
геометрических форм
Развитие анализирующего восприятия, формирование умения
создавать художественное изображение(рисунок) конструктивным способом Воспитатель предлагает проанализировать
образец на предмет вычленения геометрических форм, из которых он состоит. При
этом дети мысленно накладывают форму на изображение (допускается совершать
примерочные действия карандашом в воздухе, накладывая мысленно форму на
фигуру). Затем эти же действия они переносят на бумагу, конструируя фигуру из
выбранных геометрических форм и давая им свою характеристику
Экспериментирование
Развитие способности к экспериментированию, творческого
воображения и формирование умений осуществлять художественно-творческие
действия в процессе рисования Воспитатель показывает основные способы
творческих действий: приём акцентирования ,дополнения,» изъятия лишнего»,
изменения пространственного расположения частей фигуры или всей фигуры. При
этом активно используются образные сравнения и метафоры. Детям предлагается действовать
по аналогии с образцом, затем самостоятельно
«Оживление картины»
Развитие анализирующего восприятия и пространственного мышления, зрительно-двигательной координации в условиях коллективных действий. Воспитатель предлагает «оживить» картину: для этого дети распределяют роли персонажей или композиции. Воспитатель записывает рассказ на диктофон и фотографирует «ожившую картину»
|
Направленность |
Описание |
1 |
2 |
3 |
Комментирующая речь взрослого |
Организация деятельности и выполнение речью регулирующей функции,
педагогическая оценка действий и деятельности |
Комментирование всех изобразительных и художественно-творческих действий
детей и отдельного ребёнка в прошедшем и настоящем времени,
оречевление перехода с одного этапа деятельности на другой, обозначение в
речи итога индивидуальной и коллективной деятельности |
«Включение любопытного карандаша» |
Развитие способности уточнять и конкретизировать замысел рисунка в
процессе рисования, формирование прогноза результата изобразительных действий |
Воспитатель создаёт изображение, разговаривая с любопытным карандашом о
том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить»
(нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по
поводу рисунков. Дети действуют в аналогичной игровой ситуации. Иногда
воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунка и меры
выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление
корректирующих действий. |
Комментирующая линия |
Развитие зрительно-двигательной координации и регулирующеё функции речи |
Воспитатель совершает мелом на доске (затем в воздухе) изобразительные
действия и комментирует их, описывая способ, с помощью которого он будет
держать карандаш или кисточку, направление, ритм, силу нажима и скорость
движения |
Комментированное рисование |
Развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и
описывать в речи изображённое на рисунке через принятие на себя игровой роли;
формирование положительной установки у детей на комментирование их действиё |
Воспитатель мелом или фломастером «рассказывает» историю, мотивируя
замысел рисунка, особенности его композиции и изображения персонажей (их мимики, поз и
движений) ответами детей на специально поставленные поисковые вопросы |
Наложение краски на краску |
Формирование умений создавать впечатление динамики изменения ситуации на
рисунке |
Воспитатель показывает, как можно осуществлять наложение краски на краску
(после того как первая высохнет), и комментирует в речи изменение игровой
ситуации в рисунке. В другом случае наложение краски на краску производится
прямо на невысохший слой: с целью получения производных цветов(оранжевого,
коричневого идр.).Таким образом можно нарисовать утреннее и вечернее небо,
море. и т.д. |
«Война» или «дружба» красок |
Развитие способности к экспериментированию с красками, формирование
представлений о смешении цветов |
Воспитатель рассказывает историю о том, что краски могут дружить или
воевать. Это можно определить ,накладывая их друг на друга, пока они не
высохли: если краска оставляет свой цвет, делаясь немного светлее или темнее,
то она «победила» вторую краску. Если при накладывании появился новый цвет,
значит ,краски уступили друг другу и хотят жить мирно – рождается новый цвет.
После этого детям предлагается самим определить, в каких отношениях находятся
краски, и даёт задание на их смешивание. |
Формирование замысла рисунка |
Формирование положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность
,формирование умений объяснять замысел рисунка своим намерением и
формулировать его в речи |
Воспитатель, перед тем как дать установку на рисование ,выясняет, о чём
хочет «рассказать» его рисунок, что он – ребёнок – хочет при этом
выразить(какие чувства и мысли). Добивается, чтобы рисунки детей были
разными, отражали индивидуальное восприятие мира. При этом даётся время
подумать и выбрать основные средства выражения образа
(сочетания цветов, строение предмета из частей той или иной формы, их
изменение при движении и др.) |
Конструктивный анализ и конструирование фигуры из геометрических форм |
Развитие анализирующего восприятия, формирование умения создавать
художественное изображение(рисунок) конструктивным способом |
Воспитатель предлагает проанализировать образец на предмет вычленения
геометрических форм, из которых он состоит. При этом дети мысленно накладывают форму на изображение (допускается совершать
примерочные действия карандашом в воздухе, накладывая мысленно форму на
фигуру). Затем эти же действия они переносят на бумагу, конструируя фигуру из
выбранных геометрических форм и давая им свою характеристику |
Экспериментирование |
Развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование
умений осуществлять художественно-творческие действия в процессе рисования |
Воспитатель показывает основные способы творческих действий: приём
акцентирования ,дополнения,»изъятия лишнего», изменения пространственного
расположения частей фигуры или всей фигуры. При этом активно используются
образные сравнения и метафоры. Детям предлагается действовать по аналогии с
образцом, затем самостоятельно |
«Оживление картины» |
Развитие анализирующего восприятия и пространственного мышления,
зрительно-двигательной координации в условиях коллективных действий |
Воспитатель предлагает «оживить» картину: для этого дети распределяют
роли персонажей или объектов, изображённых на рисунке-картине, затем,
используя приёмы словесного рисования и коллективной пантомимы, передают её
содержание и особенности композиции. Воспитатель записывает рассказ на диктофон и
фотографирует «ожившую картину» для викторины |
.