29.08.2024
Нравственное
воспитание в семье
Формирование основ
моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того,
насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее
нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе
высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него
необходимые нравственные чувства, представления, понятия.
Проблема
нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем,
поставленных всем ходом развития человечества. Дети являются гордостью своих
родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем,
что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в
другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его
манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо
образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе
элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания
детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.
Надо
ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие,
жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От
утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно
настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного
круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой
обстановке - право и обязанность каждого человека. Поэтому важно уже с раннего
детства воспитывать в ребёнке моральные качества.
Неслучайно
выделяют 5 основных признаков хорошего воспитания:
1. Начинать
формировать хорошие привычки надо как можно раньше.
2. Дети легко
обучаются на примере значимых взрослых.
3. Привычка должна
быть осознанным навыком.
4. Постоянное
повторение навыка.
5. Для чего хорошее
воспитание детей нужно родителям.
Возникает мысль, что
формирование интереса к своей семье, бережному отношению к членам своей семьи
является то же признаком хорошего воспитания.
Семья
- одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего
существования. У многих детей наблюдается низкий уровень знаний о семье.
Причиной этому может быть и социальное окружение (нередко дети воспитываются в
неполной семье или в семье, где порой родителям просто не хватает времени на
воспитание ребёнка). Также важно, чтобы ребёнок понимал, что у каждого
человека есть близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.
Усиление
воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании
детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников.
Наверняка многие взрослые люди вспоминают детство как незабываемое время, когда
бабушки играли с ними, читали сказки и т.д.
Одними
из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни
ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями:
беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и
обсуждение сюжетных картин, иллюстраций, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр -
все это служит нравственному, патриотическому воспитанию.
Воспитание
детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка
взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность
взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным
внутренним эмоциональным барьером.
Таким
образом, в воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает
формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается
чувство привязанности и любви к семье, желание поступать в соответствии с
указаниями взрослых, делать им приятное, воздерживаться от поступков,
огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или
недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой
положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу,
внимание, успокоить, порадовать. Эмоциональная отзывчивость становится основой
формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков,
одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого
поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве
формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.