29.08.2024
Семья и ее роль в социализации дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся
одной из ведущих в формировании личности ребёнка.
В настоящий период изменений социально – политических и социально
– экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения,
доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания.
В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и
социализации детей. Исследования показали, что особую роль здесь играет семья.
Именно в семье закладываются навыки общения, нормы взаимоотношений, развивается
личность ребенка.
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей,
традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе
общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы
окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые
предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной
личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время
отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их
переживаниям.
Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина
оказывает его семья. Она передает накопленные многими поколениями ценности,
знания, опыт и традиции. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие
являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
• Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир,
такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений,
помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему. Одна из важнейших
задач - формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также
позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В
раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.
Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что
формирует в нем чувство собственной значимости.
• Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше
адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное
представление о себе - положительную Я-концепцию.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в
решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть
сильным как психически, так и физически.
Сказка для взрослых
• На примере 10 распространенных ситуаций мы предлагаем вам
определить свои типичные реакции, почерпнуть идеи , которые помогут вам
действовать сознательно в зависимости от того, чего вы хотите для вашего
ребенка.
• Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как
поступаете чаще всего и как - иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя
оценить, - он позволит заметить постепенные изменения в себе.
• Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы
почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица.
Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам
больше, чем любая книга по воспитанию.
• Ситуация 1
• Он жалуется: «Наша воспитательница плохая и несправедливая! Она
поставила меня в угол, потому что я просто нечаянно толкнул Васю».
• Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы
склонны или приуменьшать значение проблемы, или обвинить его, или оборвать
запретом.
• Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его
противостоять трудностям.
Слушать его – значит уделять ему внимание, уважать его
чувства и способности. А проблему пусть он решает сам.
Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время
говорить - смотрите на него и слушайте.
Ситуация 2
Он не убирает игрушки.
Обычная реакция: «Убери игрушки!» Подчиняясь, ребенок перестает
ощущать свою индивидуальность. Мы управляем им, а он – всего лишь исполнитель.
Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовать свою жизнь и
отвечать за себя.
Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление,
предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать).
Ситуация 3
Он безобразничает, воспитатели постоянно делают замечания, ваши
отношения портятся.
Обычная реакция: нравоучения, наказания… Нам кажется, так мы
возвращаем его на правильный путь.
Ваша цель: сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а
у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения.
• Новая установка: уделяйте ребенку каждый день 10 минут
искреннего внимания.
• На полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое
пятно от варенья.
• Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?».
Обвинения, поиски виновного… Сколько растраченной энергии, поводов для ссор и
обид на пустом месте!
• Ваша цель: научить ребенка наводить порядок самостоятельно.
Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите.
Ситуация 5
Ребенок приходит в слезах. «Антон обозвал меня дураком при всех».
Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить
проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или делимся житейской
мудростью, или успокаиваем.
Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями.
• Новая установка: выражайте словами его чувства.
Ситуация 6
Ребенок приходит очень довольный. «Папа, смотри, что я нарисовал!»
Обычная реакция:
Ваша цель: помочь ребенку обрести уверенность в себе.
Новая установка: описывайте то, что видите, будьте точны в
деталях. «Так, ты хотел нарисовать медвежонка. Здесь у тебя четкая линия, а тут
потоньше».
Ситуация 7
Садясь за праздничный стол, он набрасывается на закуски и уплетает
их за обе щеки, не думая о гостях.
Обычная реакция: мы склонны ругать ребенка за дурное поведение. Но
подчеркивать, чего он делать не должен,- плохая идея.
Ваша цель: помочь ребенку использовать его энергию «в мирных
целях».
Новая установка: задавайте направление, показывайте цель.
Ситуация 8
Ребенок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить.
Обычная реакция: соблазн накричать велик. Но ведь и смолчать тоже
невозможно!
Ваша цель: приучить ребенка думать о других.
Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствует
последствия своего поведения.
Ситуация 9
Дети ссорятся.
Обычная реакция: «Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе!»
Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.
Новая установка: будьте посредником и помощником. Уточните
правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.
Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми,
являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый
ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда
он более доверителен и открыт всему новому. А именно в период дошкольного
детства. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и,
следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта –
родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями,
которые только могут существовать в человеческом обществе.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и
свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс
ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в
этот период примерно на 70% формируется человеческая личность