Организация предметно – развивающей среды а домашних условиях

29.08.2024

        Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью - важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя. Создавая,   развивающую среду мы стараемся  сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Но хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие  ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Воспитатель должен заинтересовать родителей в создании развивающей  предметной среды дома.

       Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и тем не менее желательно, чтобы в каждой  семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.

Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.

       Прежде всего,   важно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как  утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети  дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и  вернувшись, осматривает себя.

При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

       Можно предложить родителям своей группы организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям  различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.

        «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами(камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают  количество камешков в  мешочке у ребенка.

        «ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»

Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

       «ШКАФ НАХОДОК»

В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.Хочу такой сайт

       « КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»

Существуют мощный соперники книг – телевизоры и  компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

       «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ»

Очень важно найти скромное местечко, но достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того. Чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное  для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.

       «УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ»

Именно в дошкольном возрасте формируется  привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.

Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка  изобразительного творчества. Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего?  На что можно ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»

 

Итак, в заключении напомним, для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.

Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая  ребенка обстановка не причиняла ему вреда.

В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.

Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».