29.08.2024
Мы
убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью -
важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя. Создавая,
развивающую среду мы стараемся сделать её информативно богатой,
что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного
материала.
Но хотелось бы подробнее остановиться на таком
моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в
детском саду. Воспитатель должен заинтересовать родителей в создании
развивающей предметной среды дома.
Семьи
живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для
организации детского уголка дома, и тем не менее желательно, чтобы в каждой
семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы
ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его
взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.
Естественно, ребенок должен осваивать все пространство
квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но
у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его
психофизических особенностей и возможностей.
Прежде
всего, важно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж,
люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это
своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить
в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из
квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись,
осматривает себя.
При наличии таких условий у ребенка формируется
культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия,
самообслуживания.
Можно
предложить родителям своей группы организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике,
скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы
живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а
красиво созданные произведения искусства.
«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» служит для того, чтобы заложить семена доброты.
Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более
дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного выдающегося педагога
современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с
аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами(камешки,
ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет.
Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел
ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме,
пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить,
поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество
камешков в мешочке у ребенка.
«ДЕТСКАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и
полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные
для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла,
микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и
показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.
«ШКАФ
НАХОДОК»
В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи,
приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть
интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть
коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания
интереса побеседовать о находке.
«
КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»
Существуют мощный соперники книг – телевизоры и
компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для
чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво
отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на
шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны
ребенку.
«МОЯ
РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ»
Очень важно найти скромное местечко, но достойное
место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом
видном виде. Для того. Чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок,
пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей
ленточки жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся
к своим родителям, к своим корням, к родословной.
«УГОЛОК
ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ»
Именно в дошкольном возрасте формируется
привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для
воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так
называемый взаимоконтроль в действии.
Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде
в семье родителям следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного
инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного
творчества. Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего? На что
можно ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не
верите? Проверьте!»
Итак, в заключении напомним, для ребенка очень важно, как организована
среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию,
пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы
окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.
В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности
детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги,
мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Не следует концентрировать весь игровой материал в
одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то
использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать
гиподинамии.