29.08.2024
Актуальность проблемы.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность, а потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым
днем все более актуальной. Мы выбрасываваем огромное количество вещей, ставших ненужными: пластиковые пакеты, бутылки, одноразовую посуду,
яичные контейнеры, твердые коробки, втулки от туалетной бумаги, крышки и многое другое. А ведь все это является бесплатным
поделочным материалом. Не стоит торопиться их выбрасывать, потому что их можно переделать и продлить срок их службы.
Так из обычных пластиковых ложек, бутылок, тарелок, пустых коробок и т.д. можно создать настоящие шедевры, приложив к этому немного
творчества и фантазии. Именно бросовый материал дает огромные возможности для осуществления фантазий.
Таким образом, ненужные вещи и сделанные из них поделки помогут
детям увидеть и оценить каждую мелочь. И самое главное, дети научатся
включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно
использовать тот или иной бросовый материал. Давая вторую
жизнь ненужным вещам, изготавливая из них замечательные декоративные вещицы и поделки, мы сохраняем нашу природу от мусора.
Работа с бросовым материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, память, творческое мышление, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному, а также развивает тактильные и сенсорные чувства, разгружает нервную систему, помогает ребенку расслабиться, фантазировать.
Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится, бережно относится к окружающей среде.
Цель проекта: Привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам через овладение умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бывших в употреблении материалов
Задачи:
Образовательная
Познакомить детей с нетрадиционными приемами работы в изготовлении поделок: плоскостные и объемные картины, разнообразные поделки (из втулок от бумаги, крышек от бутылок, проволоки и т.д).
Научить детей чувствовать специфику бросового материала, видеть палитру его красок, форм, фактуры, и на этой основе создавать разнообразные художественные образы.
Учить детей выполнять работы по замыслу из любого бросового материала, по мотивам художественного произведения. Формировать навык творческой и коллективной работы, проявляя инициативу в выборе материала.
Воспитательная
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Развивающая
Развивать воображение и творческое конструирование в процессе построения образа с опорой на природный материал и имеющиеся у детей представления из личного опыта.
Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
Тип проекта: исследовательский, творческий, долгосрочный. (Занятия проводятся раз в неделю).
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители
Сроки проведения: Июнь - июль.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Конечный продукт проекта: презентация выставки поделок по проекту.
Гипотеза: Если у детей будут сформированы экологические знания с детства то, они и в будущем будут бережно относиться к природе и всему окружающему.
Итоговое мероприятие: организация конкурса в группе «Второе дыхание».
Работа строится по методу трех вопросов:
Что я знаю о мусоре? | Что я хочу узнать? | Каким способом получить информацию? |
Мусор выбрасывают в баки Мусор – это пакеты, бутылки, стекла, бумага, банки Мусор загрязняет город Мусор нужно уничтожать, потому что там много микробов | Куда увозят мусор? Чем вреден мусор? Как уничтожают мусор? Как можно использовать бытовой мусор? Как сделать наш город чище? | Спросить у родителей Найти информацию в интернете Посмотреть передачи по телевизору Почитать энциклопедии и книги Спросить у воспитателей Посетить библиотеку |
Предполагаемый результат:
1. Произойдёт понимание детьми необходимости бережного отношения к природе.
- Проявится интерес к изготовлению поделок из бросового материала как у детей так и у их родителей.
- Пополнятся знания детей о бросовом материале (что можно сделать из него) - Привлечение внимания детей и родителей к проблеме сохранения чистоты
окружающей среды на примере рационального использования отходов.
-Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе
реализации проекта, через продуктивное использование ненужных вещей.
- Изготовление поделок для предметно - развивающей среды группы.
2. Выполнение намеченного плана проекта, изучаться все материалы, разработаются рекомендации.
3. Будет создан уголок для выставки поделок из бросового материала.
Этапы проекта:
1 подготовительный этап.
Подбор методической, художественной литературы.
Создание фото - подборки картин из бросового материала.
Ввести в проблемную ситуацию детей, родителей, сформировать интерес к теме.
Сбор и накопление бросового материала.
Создание развивающей среды по теме.
Составление плана практической работы с детьми.
Наблюдения на прогулке за состоянием окружающей природы;
- Определение цели и задач проекта;
- Разработка мероприятий по теме проекта;
- Подбор и анализ методической и специальной литературы.
- Сбор информации о том, что можно сделать из вещей, которые выбрасывают как ненужный материал
- Сбор необходимых материалов для продуктивной деятельности
2 этап основной работы (практический).
Создание предметно-развивающий среды: открытие мини-мастерской по изготовлению поделок из бросового материала, оформление дерева «Желаний».
Взаимодействие с родителями: Сбор бросового материала совместно с детьми.
Рекомендации родителям в виде мастер класса по изготовлению поделок с детьми из бросового материала в соц. сетях.
Индивидуальные беседы с родителями: «Любит ли ваш ребенок природу»? «Ваше отношение к природе»? «Интересен ли для вас окружающий мир»?
Беседы с детьми, после прочтения следующих рассказов: Н. Докучаева «Сказки из даров природы», А. Афанасьева «Журавль и цапля», «Дурак и береза», «Мудрые советы», «Чудесная рубашка», В. Даль «Война грибов с ягодами», «Привередница», «Лесовичок», «Флот из ореховой скорлупы», «Фигурки зверей из ореховой скорлупы», (автор Н. Докучаева).
Подвижные игры и эстафеты с использованием бросового материала.
Игровое упражнение «Собери крышки ногами», «Чудесный мешочек», «Что пропало?»
Беседа «Мусор Земле не к лицу»
Цель: Формирование представлений детей, что такое мусор. Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Подведение детей к понимаю того, что бросовый материал (мусор) можно использовать для создания поделок, полезных человеку.
Беседа "Береги свою планету".
Цель: формировать экологическую культуру у детей.
Игра-эксперимент: «Сортируем мусор правильно».
Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Д/и «Хорошо – плохо».
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.
Чтение стихов: Я. Акима «Есть одна планета – сад», А. Барто «Весенняя прогулка».
Цель: Воспитание гуманной, социальной активности, экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Развитие памяти, связной речи, словарного запаса у детей.
Тематическая экскурсия по территории детского сада «Чистый участок детского сада».
Цель: Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него. Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
Чтение экологических сказок.
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли.
Консультация для родителей «Научим детей беречь природу».
Организация и участие в групповом конкурсе «Второе дыхание».
Работа по разработанному плану практической работы с детьми (Прил. №1)
3 этап. Заключительный.
Подведение итогов выставки детских работ «Второе дыхание».
Фото отчёт по реализации проекта.
Презентация проекта. Рефлексия.
Что мы узнали:
1.Мусор из контейнеров забирает специальная машина и отвозит на свалку.
2.Мусорные свалки вредят нашей природе, загрязняя воздух, воду и землю.
3.В некоторых городах мусор сортируют, т.е. разный мусор помещают в разные контейнеры, чтобы потом по-разному переработать, например, из старой бумаги делают упаковочную бумагу или картон.
4. Дети узнали, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
Результаты реализации проекта:
В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Для
этого нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно
распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. У нас
фантазии не занимать, доказательство тому - наши готовые поделки.
Мы сделали их из отходов, чтобы наглядно показать, что некоторым из них
можно подарить вторую жизнь, тем самым сохранив нашу планету
от мусора.
И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с различными материалами.
Используемая литература:
1. Агапова И. А. Поделки из природных материалов – м. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006г.
2. Гульянс Э. К. Что можно сделать из природного материала: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд; до раб. –м. : Просвещение, 1991.
3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. м. : Издательский дом «Карапуз», 2008.
4. Парамонова Л. Конструирование из природного материала. // ДОШ. восп. ; 2005 - №7.
5. Теличенко Н. В. Конструирование из природного материала. // воспитатель дошкольного образовательного учреждения., -2009-№2.