Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое
обеспечение воспитательно-образовательного процесса по освоению основной
образовательной Программы МБДОУ № 39 ориентировано на эффективность и
безопасность воспитанников.
Общая площадь
здания детского сада 606,5 кв.м, наличие прилегающего земельного участка 3946
кв.м. Здание детского сада двухэтажное кирпичное.
Год постройки
здания:1972.
На первом
этаже расположены: младшая разновозрастная группа для детей 1,5 - 3 лет,
музыкальный зал, пищеблок, прачечная и кабинет заведующего. На втором этаже
расположены: медицинский кабинет, методический кабинет, 2 групповые комнаты для
детей от 3 - 8 лет.
По всему
периметру территория ограждена забором, имеется наружное электрическое
освещение. На территории выделены игровая и хозяйственная зоны. Игровая
территория включает в себя 3 отдельных прогулочных участка, индивидуальный для
каждой возрастной группы. На прогулочных участках установлено игровое
оборудование (соответствующее возрасту детей и изготовленное из материалов, не
оказывающих вредного воздействия на человека), песочницы. Для организации
физкультурных занятий, досугов и развлечений на свежем воздухе имеется 1
спортивная площадка, используется разнообразное выносное оборудование (мячи,
скакалки, обручи, кегли). В МБДОУ созданы все условия для полноценного развития
детей. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта,
положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое
оснащение и оборудование, пространственная организация среды дошкольного
учреждения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Обучение
детей-ивалидов и детей с ОВЗ осуществляется в форме инклюзии. Содержание
дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья определяются Адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой
психического развития.
Дети -
инвалиды могут получать образование в общеобразовательных группах в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.
Адаптированная
образовательная программа – образовательная программа, адаптированная
(модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
В МБДОУ №39
функционирует психолого-педагогический консилиум. Психолого-педагогический
консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом ДОО и
Положением о психолого-педагогическом консилиуме.
Оборудованные учебные кабинеты
Групповые комнаты
помещения детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по
параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно
света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр,
совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
Групповые комнаты
оснащены необходимой мебелью: столы, стулья, шкафы, полки для игрушек,
магнитные доски.
Групповые помещения ДОУ
имеют комнаты для раздевания, комнаты для проведения учебных занятий, игр и
питания детей, спальные и туалетные (совмещенные с умывальной) комнаты. В
каждой группе имеется раковины для мытья столовой посуды и приборов. Обстановка
групп способствует эмоциональному благополучию детей, вселяет в них чувство
уверенности в себе и защищенности, делает детей хозяевами дошкольного
учреждения.
Объекты для проведения практических занятий
Для
полноценного осуществления образовательной деятельности в МБДОУ №39 функционируют объекты для проведения практических занятий:
- групповые
помещения,
- музыкально –
спортивный зал,
- прогулочные
участки,
- спортивная
площадка.
Все объекты
для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения
разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей
обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной
освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм.
В детском саду
созданы специальные образовательные условия для детей с особыми
образовательными потребностями, связанными с задержкой психического развития.
Дети-инвалиды
и дети с ОВЗ включены в группы общеразвивающей направленности и используют для
обучения среду общеразвивающих групп. Пространство групп организовано таким
образом, чтобы было достаточно места для игровой и образовательной
деятельности. Для выполнения рекомендаций ПМПК по созданию охранительного
режима для детей с ОВЗ и детей-инвалидов пространство каждой группы разделено
на функциональные зоны с разнообразием игр и игрушек в соответствии с возрастом
детей и индивидуальными особенностями дошкольников. В группе выделено место для
уединения ребенка.
В МБДОУ № 39
созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования
основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей
детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого
оборудован физкультурный зал, в котором имеется атрибуты для спортивных и
подвижных игр, для занятий двигательной деятельностью.
В музыкально –
спортивном зале проводятся занятия, досуги,
праздники и развлечения. Оснащение музыкального зала направлено на развитие
музыкальных способностей и музыкального вкуса у детей: пианино, детские
музыкальные инструменты.
Для
организации занятий по физическому развитию с детьми с ОВЗ и инвалидов в зале имеется
оборудование для развития равновесия, зрительные ориентиры, оборудование для
бега, ходьбы, массажные коврики, необходимое оборудование для выполнения
основных упражнений.
Библиотека
Отдельного
помещения в МБДОУ № 39 для библиотеки нет.
Литература
располагается в методическом кабинете и на каждой возрастной группе.
Книжный фонд
МБДОУ включает в себя:
Книги для
воспитателей и специалистов(методическая и справочная литература),
репродукции картин, иллюстративный материал, наглядно - дидактические пособия.
Книги для
воспитанников: в библиотеку детской художественной литературы входят
произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме этого,
в этот раздел входят хрестоматии для детей разного возраста, сборники сказок,
малых фольклорных форм, познавательной литературы, энциклопедии, произведения
русских и зарубежных поэтов и писателей.
Весь книжный
фонд учитывается.
Объекты спорта
Объектами спорта в ДОУ являются: музыкально – спортивный зал, спортивная площадка (на территории детского сада), спортивные уголки в каждой возрастной группе, разнообразное выносное оборудование:(мячи, скакалки, обручи, кегли).
1. АМ Напольное покрытие «Орто»: «Камни» жесткие orto-kami-j
2. АМ Напольное покрытие «Орто» «Камни» мягкие
3. АМ Напольное покрытие «Орто» «Шипы» orto-shipi
4. АМ Напольное покрытие «Орто» «Эко-шишки»
5. Лента гимнастическая шир. 5см. на деревянной палочке 0,5см.
6. МХ Дорожка массажная лента (4 цвета), ИИ05
7. МХ Мешок для прыжков (30*60), ИИ18
8. МХ Флажная лента 6м, ИИ24
9. Мяч набивной 1кг тент (имп. ПВХ) М 737 Г/СЭ
10. Палка гимнастическая 71см У623
11. ПВ Мат с аппликацией 100*100*10см.
12. СЭ Канат для перетягивания 3см*3см., х/б/СЭ
13. Тренажер для малышей «Четвертый лишний»
14. УТ Мяч 100мм полоса с-20 ЛП
15. УТ Мяч 200мм полоса/8 шт с-23 ЛП
16. УТ Набор мячей 5042 (футбол, баскетбол) 5042
17. УТ Скакалка 2,4м У 474
18. Флажок цветной на деревянной палочке
Средства обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ № 39 создается в соответствии
с ФГОС ДО и ООП детского сада. Постоянно модернизируется согласно потребностям
и возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям безопасности.
Групповые оснащены игровым оборудованием согласно требованиям программы.
Следует также отметить: в ДОУ созданы условия для совместной и индивидуальной
работы с детьми.
Групповые помещения в достаточном объеме представлены сюжетно-ролевыми
играми, оснащение которых соответствует возрастным возможностям и
представлениям воспитанников. Большое количество развивающих, дидактических,
настольно-печатных игр дает возможность развивать психические процессы,
умственные способности. Данные игры расклассифицированы в соответствии с
направлениями развития. Имеющиеся музыкальные центры оснащены детскими
музыкальными инструментами, разнообразными видами театров и театрализованными атрибутами,
костюмами. Для организации конструктивной деятельности применяются
конструкторы, строительный материал с различными способами соединения деталей,
бросовый и природный материал.
Собран материал по ознакомлению с правилами дорожного движения. В каждой
возрастной группе имеется центр книги, оснащение которого соответствует
возрасту детей и требованиям программы. Центры художественно-эстетического
творчества оснащены материалами по ознакомлению с различными видами искусства,
образцами народно-прикладного творчества, разнообразным изобразительным
материалом. Разнообразным материалом представлены и центры двигательной
активности. Их содержание наполнено спортивными атрибутами и пособиями на
развитие и закрепление всех двигательных навыков и умений, а также на коррекцию
осанки и плоскостопия.
Центры природы в группах способствуют формированию бережного отношения к
его обитателям, привитию практических навыков ухода за ними, развитию
реалистических представлений. Растения в группах подобраны с учетом требований
программы, в соответствии с особенностями содержания и безопасности детей. В
каждой возрастной группе определенно место для материала по
нравственно-патриотическому воспитанию, где собраны иллюстрации, книги,
настольно-печатные игры, фотографии, открытки, предметы символы по знакомству
детей с историей, достопримечательностями города, края, страны.
Развивающая среда групп систематически пополняется, видоизменяется в
соответствии со временем года, явлениями общественной жизни, тематикой работы с
детьми. Дошкольное учреждение полностью укомплектовано хозяйственным
оборудованием и инвентарем. Имеется игровое и учебное оборудование, которое
соответствует санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям. В каждой
группе имеется ноутбук, облегчающий условия труда.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Образовательная организация имеет доступ к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Об электронных
образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Для повышения
познавательной мотивации к образовательной деятельности педагоги используют в
работе с детьми старшего дошкольного возраста интерактивные доски с
программно-методическим обеспечением для ДОО. В работе с детьми, в том числе с
детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами используются электронные образовательные игры,
презентации, фильмы. Программное обеспечение: мультипликационный цикл «Уроки
тетушки Совы». Согласно СанПин СП-2.4.3648-20 занятия ИКТ в ДОУ проводятся с
5-ти лет, от 10 до 15 минут.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение
доступа в здание образовательной организации, приспособленного для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду
создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
·центральный
вход оборудован кнопкой вызова персонала, переносным пандусом;
·используется
вывеска с информацией о названии учреждения и его адресе,графиком работы
организации. продублированной шрифтом Брайля;
·используется
план-схема 1 этажа, выполненной шрифтом Брайля;
·поручни в
туалетной комнате;
·конструктивные
особенности здания не позволяют использовать подъемники, устройства для
закрепления инвалидных колясок внутри помещений на путях движения, расширенные
дверные проемы;
·при
необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации
инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо;
·разработан
паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
·в
групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам;
·в ДОУ
организованно взаимодействие со специалистами службы ПМПк обеспечено
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и инвалидов;
·официальный
сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для
обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей,
в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
Дети инвалиды
и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;
Имеются
следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий
воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:
-
мультимедийные установки (проектор, ноутбук);
- музыкальные
центры;
- сенсорное
оборудование (сухой бассейн, световая песочница, тактильные панели);
Исходя из
конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
- возможность
индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ
(учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре);
- работа с
семьями воспитанников;
- методическая
работа с воспитателями.