Коми-пермяки

13.02.2019

18.02.2019

Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-XV вв.

По переписи 2010 г., численность коми-пермяков в Пермском крае составила 81,08  тыс. человек, в том числе в Коми-Пермяцком округе 57,3 тыс. человек.

В состав Русского государства входят в 1472 г. В 1925 г. образован Коми-Пермяцкий национальный (с 1977 по 2005 г. автономный) округ—первый национальный округ в России. В настоящее время этническая территория коми-пермяков Сохраняет статус округа в составе Пермского, края.

Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова пермь из языка вепсов — финноязычного народа Заонежья. Оттуда его принесли на Урал новгородцы. На языке вепсов оно звучало как перема — далекая земля. На верхней Каме древние предки коми-пермяков истолковали его как перемь, а затем придали ему ту форму, которая стала официально употребляемой — пермь. Высказано предположение, что от слова пермь происходит имя эпического коми-пермяцкого богатыря Перы.

С середины 1920-х гг. установилось широкое употребление этнонима коми-пермяки. В него вошло слово коми, которое, как считают лингвисты, является первоначальным самоназванием народа и происходит из его родного языка. Полагают, что в это слово вложено понятие человек, человек своего племени, народа.

Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народам коми (зырянам) и удмуртам. В языковой классификации народов мира язык трех народов назван пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Судя по археологическим памятникам и топонимическому материалу, этническая территория коми-пермяков распространялась на весь Пермский край. Она стала сокращаться в связи с тем, что в местах расселения, предков коми-пермяков с конца XV в. начали селиться русские.

Этническая консолидация коми-пермяков завершилась после образования в 1925 г. национального округа путем сплочения двух этнических групп — северной (косинско-камской) и южной (кудымкарско-иньвенской). Литературный язык сформировался в начале 1930-х гг. на основе иньвенского диалекта. В последние десятилетия коми-пермяцкий язык, в том числе его диалектные проявления, активно изучается лингвистами, причем выходцами из своего народа. По переписи 2002 г. коми-пермяцкий язык считали родным 83,1% коми-пермяков.


Очень значимо, что коми-пермяки еще на ранней стадии сложения в народность близко познакомились с культурой и бытом русского населения, происходившего из Северо-Двинского бассейна и Заонежья.

У двух народов появилось много общих черт в культуре и быту, что во многом определялось природными условиями и религиозными убеждениями. Коми-пермяки и русские исповедовали православие и жили  по единой схеме календарных обрядов, соблюдали во многом общие семейные обычаи. Но у коми-пермяков осмысление среды проживания и собственного круга жизни выстраивалось, еще в соответствии с древними, языческими верованиями, которые сохраняются и в наше время. Религиозный синкретизм воспитал и коми-пермяках особое самоощущение, особый взгляд на собственные деяния.

Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, Способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля.

Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»

Самыми любимыми героями легенд и преданий коми-пермяком являются Кудым-Ош и Пера-богатырь. Как гласит эпос, они оба сделали много полезного для своего народа. Кудым-Ош научил земляков плавить железо и делать из него орудия, из дальних мест привозил семена хлебных культур и красивые товары. Пера победил лешего, водяного и змея, чтобы народу жилось спокойно.

На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивалось искусство медно-бронзового литья, получившее название «пермский звериный стиль». Его содержание и художественную специфику составляют зооморфные (медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея) и зооантропоморфные (человек-лось, человек-птица) образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде.

В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва,  Коса, Юксеево. В деревне Пармайлово открыт музей деревянного зодчества, где собраны работы Е. Утробина.

Богатейшее историко-культурное наследие придает своеобразный колорит современной коми-пермяцкой профессиональной культуре.

18.02.2019

Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

18.02.2019

Просмотров всего: , сегодня:

18.02.2019

Просмотров всего: , сегодня:

18.02.2019

Просмотров всего: , сегодня:

18.02.2019

Просмотров всего: , сегодня:

18.02.2019

Просмотров всего: , сегодня:

18.02.2019

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».