22.01.2021
Антикоррупционное
воспитание на уровне дошкольного общего образования
Цель антикоррупционного воспитания в
системе дошкольного образования заключается в создании условий для формирования
ценностных установок и развития способностей, необходимых для формирования у
воспитанников дошкольных образовательных организаций позиции неприятия
неправомерного поведения. ФГОС дошкольного образования отмечает важность
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Формами организации работы по
формированию антикоррупционного мировоззрения являются
организационно-методическая работа с кадрами, инструктивно-методическая работа,
работа с воспитанниками.
Организационно-методическая работа с
кадрами:
- формирование профессиональных компетенций педагога в
области антикоррупционного воспитания;
- совершенствование форм и методов работы с детьми;
- организация различных видов деятельности с детьми;
- разработка положений конкурсов, направленных на
формирование антикоррупционного мировоззрения;
- организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
- проведение родительских собраний, собраний трудового
коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
- консультации
для педагогов, родителей, обучающихся;
- размещение на
стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного
содержания.
Работа с воспитанниками дошкольных
образовательных организаций.
Работа по формированию антикоррупционного
мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает
следующие составляющие:
1) Анализ практик семейного воспитания по данному
вопросу.2) Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность»,
«порядочность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг»,
«правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок»,
«преступление».
3) Расширение первоначальных детских представлений,
накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
4) Формирование сознательного отношения к соблюдению
правил поведения в социуме. С учетом возрастных особенностей в процессе
формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных
образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:
Младший
дошкольный возраст
Семья – самое близкое окружение человека.
Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого
человека.
Хозяйство семьи.
Имена и фамилии членов семьи.
Правила поведения в детском саду, в группе, в
совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
Коллектив группы, совместная деятельность, игры,
отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Старший
дошкольный возраст
Общество – люди, которых объединяет общая культура и
которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей
цели.
Человек – член общества.
Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения.
Человек – создатель и носитель культуры.
Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Правила поведения в детском саду, в группе, в
совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС дошкольного
образования является объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества.
Развитие у воспитанников дошкольных
образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности,
самостоятельности иответственности является необходимым условием для
формирования антикоррупционного мировоззрения.
Выстраивать систему антикоррупционного
воспитания необходимо с учетом интеграции базовых направлений развития и
образования (образовательных областей) ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Каждая из этих областей решает ряд задач.
Так, социально - коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
В образовательной области «Речевое
развитие» можно использовать:
- составление
словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- беседы;
- разучивание стихотворений, пословиц, чтение
рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения,
способствующие формированию нравственных ориентиров (совестливость,
справедливость, ответственность):
И.А. Крылов «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой «Лев и мышь»,
«Косточка», «Старый дед и внучек», Н.Артюхова «Большая береза», В. Драгунский
«Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С.
Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С.
Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И.
Токмакова «Это ничья кошка», В. Осеева
«Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. СентЭкзюпери
«Маленький принц».
Русские
народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать,
кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не
стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека
ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил,
вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в
службу, а в дружбу».
В образовательных областях
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» рекомендуется
использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки,
способствующие:
- формированию
представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе
соблюдение закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников о правилах
поведения, принятых в обществе;
- формированию
представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность»,
«правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция»,
«преступление»;
- формированию знаний о современном этикете, культуре
поведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения является игровая
деятельность.
Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется
ознакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать
соблюдение законности и правопорядка.
Помимо информационно-просветительского
блока особое внимание следует обращать на привлечение воспитанников к
поддержанию порядка в группе.
Воспитанникам предлагается выполнять небольшие
поручения, связанные с соблюдением порядка.
Наиболее простое поручение из них – это дежурный,
контролирующий соблюдение отдельных правил.
Активное использование подобных ролевых игр будет
способствовать закреплению таких понятий, как «правила», «порядок»,
«наказание».
При этом педагог должен быть примером, выступать в
качестве основного гаранта соблюдения правил поведения в группе.
Особенно важно не нарушать правила для поощрения
деятельности воспитанника.
Дети должны понимать, что не воспитатель придумывает и
меняет правила взаимоотношений в группе, детском саду, а выступает в качестве
транслятора общих правил жизни, принятых в обществе.
ООП МБДОУ № 39 ГЛАВА 2 П.2.9. СТР -112-115