РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ ДОУ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ВОСПИТАНИЮ

22.01.2021

Антикоррупционное воспитание на уровне дошкольного общего образования

         Цель антикоррупционного воспитания в системе дошкольного образования заключается в создании условий для формирования ценностных установок и развития способностей, необходимых для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций позиции неприятия неправомерного поведения. ФГОС дошкольного образования отмечает важность приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются организационно-методическая работа с кадрами, инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.

Организационно-методическая работа с кадрами:

- формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;

- совершенствование форм и методов работы с детьми;

- организация различных видов деятельности с детьми;

- разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;

- организация проведения игровых и обучающих программ.

Инструктивно-методическая работа:

- проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;

 - консультации для педагогов, родителей, обучающихся;

 - размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.

         Работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.

Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:

1) Анализ практик семейного воспитания по данному вопросу.2) Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».

3) Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.

4) Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме. С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:

Младший дошкольный возраст

Семья – самое близкое окружение человека.

Семейные традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Оказание посильной помощи взрослым.

Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Хозяйство семьи.

Имена и фамилии членов семьи.

Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.

Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.

Старший дошкольный возраст

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.

Человек – член общества.

Взаимоотношения человека с другими людьми.

Культура общения.

Уважение к чужому мнению. Хочу такой сайт

Человек – создатель и носитель культуры.

Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.

Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности иответственности является необходимым условием для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции базовых направлений развития и образования (образовательных областей) ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Каждая из этих областей решает ряд задач.

Так, социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В образовательной области «Речевое развитие» можно использовать:

 - составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

- беседы;

- разучивание стихотворений, пословиц, чтение рассказов.

Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров (совестливость, справедливость, ответственность):

И.А. Крылов «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н.Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ничья кошка», В.  Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. СентЭкзюпери «Маленький принц».

 Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».

В образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:

 - формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

- формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

 - формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;

- формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.

Основной формой обучения является игровая деятельность.

Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется ознакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.

Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение воспитанников к поддержанию порядка в группе.

Воспитанникам предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка.

Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил.

Активное использование подобных ролевых игр будет способствовать закреплению таких понятий, как «правила», «порядок», «наказание».

При этом педагог должен быть примером, выступать в качестве основного гаранта соблюдения правил поведения в группе.

Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности воспитанника.

Дети должны понимать, что не воспитатель придумывает и меняет правила взаимоотношений в группе, детском саду, а выступает в качестве транслятора общих правил жизни, принятых в обществе.


ООП МБДОУ № 39 ГЛАВА 2 П.2.9. СТР -112-115




 

   
План по антикоррупционному воспитанию обучающихся в МБДОУ № 39 .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».