АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Описание образовательной программы
АОП сформирована как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Компонентными АОП являются рабочая программа по
воспитанию, рабочая программа образовательной деятельности, разработанная
педагогами для детей, рабочая программа по осуществлению квалифицированной
коррекции нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями в здоровье,
рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного
возраста, адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями в
здоровье, индивидуальные программы для детей проявляющие выдающиеся способности
АОП является
нормативно-управленческим документом образовательного учреждения,
характеризующим специфику содержания образования и особенности организации
образовательной деятельности, направленной на обеспечение полноценного развития
для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ):
АОП ДО для обучающихся с
нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию
по кохлеарной имплантации);
АОП
ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее - ТНР);
АОП ДО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА);
АОП ДО для обучающихся с задержкой
психического развития (далее - ЗПР);
АОП ДО для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (далее - РАС);
АОП ДО для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), по направлениям
(образовательным областям): физическое развитие, социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие; речевое развитие и художественно-эстетическое
развитие, на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей,
способностей, интересов и потребностей воспитанников.
Структура Программы в
соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела -
целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы
к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации
программы, которые отражают аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как:
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и
взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и
фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка,
аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными
движениями) форма активности ребенка.
Содержательный
раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью
федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной
реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные
потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение
которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и
компенсирующей направленности.
Организационный раздел
программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Организации.
Объем обязательной части основной
образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема.
Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание
традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую
участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по
развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации
основной образовательной программы Организации. Система оценивания качества
реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание
созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Режим посещения ребенком ДОУ
может определяться индивидуально (в пределах режима р АООП реализуется на
государственном языке Российской Федерации - русском.
АООП учитывает новые стратегические ориентиры в развитии
системы дошкольного образования:
1. Повышение социального статуса дошкольного образования.
2. Обеспечение государством равенства возможностей для
каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества
дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения.
4. Сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования, работы ДОУ).
5. Программы для разных нозологических групп должны
разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся указанных групп.