ГЛАДКИХ ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

02.09.2019

Работа по теме самообразования

17.11.2019

Тема самообразования  

Развитие сенсорных способностей  дошкольников посредствам дидактической  игры


Актуальность

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятие и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также  запахе и вкусе. Период первых трех лет- наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

 Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, получения при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения, развивает внимание;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми  цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, кирпич.  Развивать познавательное умения  и речевые – определять цвет. Размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и  двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

 Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребёнок практически всё в этом мире познаёт через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состояние сенсорного развития детей.

Дидактические игры включают в себя сенсорные восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм и красок -  это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Виде он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, она часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Цель:  накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их  свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием умственного овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- знакомство дидактическими играми и правилами этих игр;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

- развивать  мелкую моторику рук;

-повышать уровень педагогической  компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

- оказание родителям помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей;

- изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;-

- пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

Работа по теме   профессионального самообразования поможет мне: 

- научить детей различать основные цвета ;

- познакомить детей  с величиной и формой предметов;

сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность.

Методическая работа:

- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС.

- пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Работа с  детьми:

- совместные игры с крупами и песком во время прогулки;

- дидактические игры с малышами: для зрительного и слухового восприятия; для развития моторики.(приложение 1)

- игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т.д;

- самостоятельные игры малышей.

- чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.(приложение 2)

Работа с родителями:

- консультация «Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста»;

- беседы о роли развивающих игр для малышей.

- наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей»,  « Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»;

- привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                           «Кто что услышит?»

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п. 

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.


«Угадай, что делать»

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка.

Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. 

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. 


«Кто внимательный?» 

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. 

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка. 

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

 - Возьми мишку и посади в машину.

 - Возьми мишку из машины. 

 - Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу  машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.


«Где   позвонили?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. 

Оборудование: Колокольчик. 

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.


Игра «Водичка - водичка»

Игровые задачи: использовать игру с водой для оздоровления малышей, подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить первоначальные представления о воде, как явлении неживой природы (прозрачная, льется, журчит, нужна всем – и животным, и людям, и растениям).

Игру можно сопровождать потешкой «Водичка - водичка».

Игрушки: прозрачный кувшинчик с кипяченой водой; прозрачные стаканчики (по числу детей).

Иллюстративный ряд: репродукция к потешке «Водичка - водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок); кукла среднего размера (40-50 см), тазик.

Содержание игры.

Воспитатель показывает репродукцию, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2-3 минуты. Отвечают на вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Что делает?

Затем воспитатель читает потешку «Водичка - водичка» и обращается к каждому ребенку с вопросом: какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Воспитатель медленно льет воду, делая струю зримой, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, вода течет». Кукле моют личико и ручки, затем вытирают полотенчиком. Все действия сопровождают разговором с куклой, шутками, смехом.

Воспитатель старается, чтобы дети сами обращались к кукле с вопросами, советовали ей мыть руки перед едой, после посещения туалета. Воспитатель говорит, что водой не только умываются – воду еще пьют, и предлагает детям «куколкину водичку» из кувшинчика (заранее приготовленную). Он разливает воду по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попробовать водичку и оценить ее: какая вкусная «куколкина водичка». Ребята пьют сами и поят куклу. Далее игра разворачивается по ситуации.


Игра «Шарики - купарики»

Игровые задачи: учить детей угадывать, какие шарики будут держаться на воде, а какие – потонут; закреплять знания о свойствах предметов из различных материалов.

Игрушки: набор шариков из различных материалов (деревянные, металлические, резиновые, ватные, бумажные, матерчатые), небольшой надувной бассейн или широкий таз, наполненный водой.

Содержание игры.

Воспитатель показывает ребятам полную корзину шариков и говорит: «Это шарики не простые, это шарики – купарики: они любят купаться.  Но кто – то из них умеет плавать, а кто – то сразу ныряет на дно; кто – то вначале плавает в воде, потом намокает и начинает погружаться вниз.  Шарики все разные: одни легкие, другие – тяжелые, а третьи вначале легкие, а потом становятся тяжелыми от воды и тонут».Хочу такой сайт

Дети рассматривают шарики – купарики. При этом воспитатель обращает внимание ребят на материалы, из которых они сделаны. Затем ребятам предлагается поочередно брать по одному шарику и опускать в воду. Этот момент обыгрывается. Каждому шарику – купарику задается вопрос:

«Шарик – купарик, покрутись,

Шарик – купарик, покажись:

По воде поплывешь

Или на дно упадешь?»

Так, дети в игре, опытным путем, через экспериментирование, закрепляют свои представления о свойствах предметов из разных материалов: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плывут. Легкие шарики – купарики, намокая, делаются тяжелыми и медленно опускаются на дно.  

Далее дети передвигают палочками щарики – купарики  по дну бассейна, а не тонущие шарики свободно плывут, перемещаясь при легком дуновении.


Игра «Ловись рыбка»

Игровые задачи: учить детей использовать в игре вспомогательные предметы для выполнения той или иной задачи; учить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Игрушки: игровой бассейн (1-1,5), широкий таз или ванночка; сачки для вылавливания игрушек из воды (диаметр 12-15 см; длина ручки 40-50 см, температура воды 36 градусов); плавающие игрушки (рыбки, шарики, уточки), детские ведерочки.

Содержание игры.

В бассейн воспитатель помещает полиэтиленовых рыбок (или уточек), предлагает детям подойти к бассейну и говорит: «Посмотрите, дети, как рыбы в воде плавают!». Затем показывает, как ловить игрушки сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку, Коля (Маша, Саша).  Ловись рыбка большая и маленькая!».

Затем к бассейну подходят другие дети (3-5),а первые «рыбаки» рассматривают свой улов.

Воспитатель предлагает детям спеть песенку про рыбку:

«Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница,

Мы хотим тебя поймать».


Дидактические игры на развитие тактильных ощущениъ

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)


Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)


Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)


Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета)

                                                                                        

Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством технологии АМО

20.11.2019

Модернизация процесса обучения неуклонно приводит  воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать и мотивировать  на изучение предмета. 
Нужно сделать так, чтобы воспитатель самостоятельно мог открывать новые знания, мог оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты своей деятельности.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности педагогов в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта педагогов, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

 

Цель активных методов обучения: развитие у педагогов внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

 

Задачи активных методов обучения:

·         развитие самостоятельности, воли, активности;

·         формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки;

·         развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

 

Технология АМО обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего образовательного мероприятия. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта педагогов, групповой форме организации их работы, деятельном подходе к обучению и рефлексии.

 

К активным методам обучения (АМО) относятся:

 

Тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).

 

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших

исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

• общая эрудиция;

• профессиональные знания, умения, навыки;

• умение выйти из затруднительного положения, экспромт. 

 

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

 

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

 

Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ.

 

Мастер–класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района, края.

 

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально- практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.

     

«Квик – настройка»

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

 

Выводы

Использование технологии АМО в методической работе побуждает педагогов к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту и развитию.

- стимулирует у педагогов интерес и мотивацию к самообразованию;

- повышает уровень активности и самостоятельности;

- развивает навыки анализа и рефлексии своей деятельности;

- развивает стремление к сотрудничеству, эмпатии.

 

Организация предметно предметной среды

12.01.2021

Бизиборд - для развития мелкой моторики рук.

Фланелеграф, цветок - поможет научить детей различать основные цвета ,форму, устанавливать сходство и различие.

Музыкальный уголок  - различать звуки.


Самообразование

08.12.2021

08.12.2021

IMG_20220110_142846.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».