СКОПИНСКИЙ ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

15.01.2019

16.01.2019

Скопинский гончарный художественный промысел возник на рязанских землях более трех веков назад. На сегодняшний день является одним из самых прославленных  центров российского народного творчества. Основой для развития данного промысла в этих краях  послужили залежи светлой гончарной глины, которыми так богаты окрестности нынешнего города Скопин.


ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА

Началом развития скопинского промысла признан 1640 г. Именно в этом году среди списков населения зафиксировано имя первого скопинского гончара Демки Киреева, Бердникова сына.

Первое время скопинский промысел был ничем не примечателен, гончарами производилась посуда, черепица, кирпич и печные трубы из глины. Начало развития скопинской декоративной керамики приходится на вторую половину 19-го века. В этот период скопинскими мастерами стали изготавливаться превосходные творения - глазированные фигурные сосуды, многоярусные подсвечники причудливых форм, украшенные лепниной в виде невиданных зверей, птиц и рыб.

Благодаря своей затейливости скопинская керамика стала прославляться за пределами Рязани. Ее стали возить на праздничные базары крупных городов России и Украины. Часто изделия скопинских мастеров скупались иностранцами, коллекционерами и прочими любителями народного искусства.Хочу такой сайт

Вскоре, произведения скопинских умельцев стали выставляться в крупных российских музеях, представлялись на различных ремесленных выставках, в 1900 году даже экспонировались на одной из Парижских выставок, многократно отмечались наградами.


ЭЛЕМЕНТЫ ПРОМЫСЛА

Отличительной особенностью скопинской художественной керамики является многообразие ассортимента изделий, смелость решений, оригинальность и сложность форм и непревзойденная фантазия авторов. Мастерами изготавливались изделия, как незамысловатых форм, так и  высокохудожественные произведения, украшенные богатой лепниной с различными видами животных, а также былинными и сказочными персонажами.

Узоры на изделия наносились по сырой глине при помощи разнообразных штампиков и стеков. В орнаменте преобладали растительные мотивы или геометрические формы. Для глазировки изделий применялись поливы различных цветов – зеленого, желтого, коричневого и серо-синего.

Скопинский гончарный промысел развивался достаточно быстро, с каждым годом все более возрастало мастерство авторов, осваивались различные методики. На сегодняшний день скопинские мастера владеют самыми разнообразными техниками исполнения – это и гончарство, и ручная лепка, и литье в формы из гипса с последующей доработкой вручную, и полусухое прессование.  

Произведения скопинских мастеров поражают своей оригинальностью и превосходным исполнением, в них чувствуется пытливость и изобретательность мастера, экспериментировавшего с формами, способами декорирования и обжига.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».